В состоянии опасности мы теряем чувство реальности — «Смыслы» от Тиграна Давтяна
07 сентября 2025, 17:00
«… в мареве костра,
дрожащем между пламенем и дымом
беззвучно распадался Карфаген
задолго до пророчества Катона».
Иосиф Бродский.
Мне всегда казалось, что армянский народ, в целом, критичен. Я наблюдал наш универсальный скепсис с самого раннего детства повсюду: в школе, в общественном транспорте, дома, на стадионе и т.д. Тому было немало объяснений, главным из которых я считаю нашу историю, точнее — наше исторически сложившееся географическое положение. Трудно быть оптимистом, когда национальная память свидетельствует о бесконечных бедах нашего народа. Нет смысла уточнять сказанное, все мы понимаем, о чем идет речь.
Скепсис – хорошее качество, лекарство от иллюзий. Однако, мой взгляд на нас претерпел изменение. Теперь я считаю, что мы, армяне, способны здраво рассуждать (скепсис, который переводится с греческого, как сомнение, есть неотделимый спутник рассуждения) только в спокойной, стабильной ситуации. А стабильными мы были, когда были частью чего-то большого, что защищало нас, как часть самое себя. И поэтому время СССР было расцветом для нас в широком смысле этого понятия.
В состоянии опасности, тем более после разгромного поражения, мы теряем чувство реальности, в нас начинает работать иллюзорная вера в благополучное будущее плюс ненависть к кому угодно только не к самим себе. Второе истощает. Мы, семь лет, будучи направляемы, ненавидим «бывших», а также Россию. Теперь же, плюс ко всему, мы остриём нашей теневой стороны прицелились в великую армянскую церковь и благородных людей, которые встали на её защиту.
У этой нашей коллективной слабости есть объяснение. Всем и во все времена мучительно жить, глядя в глаза не желаемой правды. Это невозможно не только нам; жить, пребывая в иллюзиях, — это свойство человеческой души. Как тут не вспомнить знаменитую историю Карфагена периода Третьей Пунической войны, когда граждане великого города верили Риму, думая, что сделав то-то и то-то, они обеспечат мир с враждующим государством. Отсюда их бесконечные уступки. Если бы глаза их открылись не слишком поздно, думаю, история человечества протекала бы по другому руслу, ибо Карфаген тогда бы устоял.
Кому надо, тот понимает, как усыпить сознание. Оно, сознание, и без этих анестезиологов любит подремать. Кому надо, использует это. Этот нехитрый приём является неотъемлемой частью того, что называется политтехнологией. Скажем просто: нам говорят не то, что есть на самом деле, а то, что мы хотим услышать. А это нас сначала расслабляет, а потом и усыпляет. И вот уже с нами не нужно воевать, достаточно войти в то, что является нашим, и владеть.
Ныне Армения находится, согласно убеждению большинства благоразумных людей, в крайне неблагоприятной ситуации. О нашем будущем говорить сложно. Все меняется, все возможно.
Но наш главный ньюсмейкер Никол Пашинян определяет состояние наших дел, как замечательное. Трубит о нем (нашем актуальном положении), как о своей победе, повсеместно. С этим можно согласиться, но требуется уточнение: победе над чем? Победе над кем? И главное, что Пашинян считает победой? Если то, что до наших летних выборов Азербайджан не предпримет никаких агрессивных действий по отношению к Армении, то с этим, с некоторыми оговорками, можно согласиться. Вполне возможно, что это добавит Пашиняну какое-то количество избирателей…
Но это не есть национальный успех – это успех политических карликов из «Гражданского договора». Вариантов развития внешнеполитической ситуации множество, но из всех Никол Пашинян выбрал определить текущую ситуацию Армении, как воцарение «эпохи мира». Ладно бы это был только его личный взгляд и взгляд этих умных, ярких, светлых, непревзойдённых людей из его окружения, но он подает, а точнее навязывает это, как окончательный вердикт. То есть, он узурпирует право определять объективную, международную, политическую реальность нашей родины. Думающий иначе, даже просто предполагающий другую картину армянской действительности, либо шпион, либо предатель. Подобный человек подвергается остракизму в той или иной форме.
Если же это крупная фигура, способная кардинально изменить ситуацию к лучшему, то эту персону сажают в тюрьму. Ярчайшим подтверждением моих слов является личность Самвела Карапетяна.
Несколько фактов: Россия находится в состоянии войны, Европа говорит о будущей своей войне, как о чём-то почти неминуемом и готовится к ней. У нас в регионе (Ближний Восток) идет война. Ильхам Алиев открыто говорит, что его страна на стадии подготовке к войне. Интересно, с кем? И только наш дорогой Никол Воваевич призывает нас спокойно наслаждаться мирной жизнью. У нас государство или сумасшедший дом? Пускай премьер–министр хотя бы добавит наречие «пока» в свой призыв. Из приличия. Тогда бы получилось: «Пока наслаждайтесь мирной жизнью». А если не испытывать трепет перед интерпретациями, то получится так: «До выборов, в которых мне жизненно необходимо победить, наслаждайтесь мирной жизнью. Потом – посмотрим, я сам не знаю».