«Заложники» статута
03 октября 2023, 23:00
(Что будет стоить Армении Пашинянвоская внешнеполитическая авантюра?)
Во вторник 3 октября Парламент Армении ратифицировал Римский статут — договор, учредивший Международный уголовный суд. «За» ратификацию Римского статута МУС и принятия заявления о ретроактивном признании юрисдикции Международного уголовного суда проголосовали 60 депутатов, «против» — 22.
Прежде чем перейти к анализу ситуации, отметим только, что юрисдикцию МУС не признают страны, в которых проживает больше половины населения Земли. Среди них — Россия, Белоруссия, Египет, Индия, Индонезия, Иран, Казахстан, Китай, Саудовская Аравия, США, Турция и Азербайджан.
Следует начать с того, что же такое «Римский статут»? Римский статут — международный договор, утверждающий в странах, его подписавших, юрисдикцию Международного уголовного суда (МУС, также иногда ошибочно называемого Гаагским трибуналом). Проще говоря, Римский статут делает страны, которые принимают его как один из определяющих правовых документов, подвластными решениям Международного уголовного суда в Гааге.
С момента своего принятия в 1998 году (и вступления в силу в 2002 году) статут вызывал бурные споры по поводу его влияния на законодательство стран, ратифицировавших его, и часто звучали мнения о том, что данный правовой акт утверждает в государстве доминант международного права по отношению к внутреннему.
И если до марта 2023 года споры касательно специфики статута ограничивались профессиональными аудиториями, и сообществами, то после того как Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на арест президента РФ Владимира Путина, дискуссии по поводу статута приобрели и геополитический окрас. Статут, как и весь МУС превратились в инструмент геополитического противостояния Запада с РФ.
В сложившихся условиях, ратификация статута любой страной на политической карте мира была бы воспринята как выражение поддержки Западу в его глобальном противостоянии с Россией.
В случае с Арменией ратификация Римского статута пашиняновской фракцией «Гражданский договор» в условиях острого противостояния Россия-Запад превращает нашу страну в активного участника этого конфликта с Россией. Излишне говорить, что данная политика официального Еревана полностью соответствует интересам врагов Армении – Турции и Азербайджана
При этом очевидно и то, что Баку и Анкара очень чётко понимают для себя, что именно в контексте ухудшения армяно-российских отношений, они могут решить все интересующие их вопросы в контексте существования армянской государственности, иначе бы азербайджанские пропагандистские ресурсы не вели бы прямой текстовой трансляции по поводу ратификации статута. Ровно тоже самое было и до войны 2020 года, и до последней азербайджанкой агрессии против Арцаха – ухудшение армяно-российских отношений, чем и воспользовались Турция и Азербайджан.
Чтобы понять, что статут стал инструментом в геополитикой борьбе Запада и РФ на территории Армении стоит напомнить один нюанс: 15 июня в российских государственных СМИ рассекретили сведения о давлении официального Вашингтона на власти Арцаха по принуждению их к переговорам с Азербайджаном на условиях официального Баку, и буквально через несколько дней после публикации этих сведений, правительство Армении заявило о том, что в сентябре текущего года направит статут на ратификацию в НС. Таким образом, руками армянского правительства летом официальный Вашингтон ответил Москве на вмешательство в американские попытки «реинтеграции» Арцаха в состав Азербайджана.
Реакция Москвы на политический акт ратификации статута не заставила себя долго ждать: ситуацию уже успели прокомментировать и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, и депутат Госдумы Константин Затулин, и вице-спикеры Совета Федерации РФ Константин Косачев и Юрий Воробьев. Очевидно, что вскоре последует и заявление МИД РФ, а также более субстантивная реакция Москвы на данный недружественный шаг Пашиняна.
В связи с этим хотелось бы отметить, что последние месяцы армяно-российской «дипломатической перестрелки» показали, что руководство РФ чётко разграничивает армянскую власть от армянского народа. Глава МИД РФ Сергей Лавров даже успел назвать правительство Пашиняна «временной администрацией». В этой связи логичнее было бы, если власти РФ за данный недружественный шаг ответили бы персонально Пашиняну и возглавляемой им власти, а не народу Армении, как это случилось на днях в Арцахе.
В обратном случае, мы все станем заложниками геополитического противостояния Запада и РФ, все мы станем «заложниками статута», со всеми вытекающими отсюда последствиями…