All Этнический код Философский пароход Родные с Севера Реальная Турция Простые истины Полет над домом моим Нерассказанная история Народ говорит Миропорядок 2.0 Инстафейс Заголовок Добрый армянский вечер Депортация из Арцаха Гостеприимная Москва Вне поля зрения Большой репортаж Аудиокнига: «Армянская литература» Армянский пасхальный стол с Гаяне Бреиовой Армянский новогодний стол с Гаяне Бреиовой Армянская неделя Newsroom Alter Ego Alpha Собеседник Alpha Economics Alpha Analytics 7 портретов из истории армянского народа 5 портретов из истории армянского народа 2025 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок 2024 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок

Замедление спада в какой-либо отрасли – это еще не означает экономический рост: Alpha Economics

27 июня 2025, 18:46

Индекс экономической активности Армении за январь-май этого года вырос на 5,7 %. В январе–апреле он увеличился на 4,4 %, что говорит об ускорении накопленного роста по сравнению с предыдущим периодом. Также ускорился и 12-месячный рост – то есть показатель данного месяца по сравнению с тем же месяцем предыдущего года. В мае 2024 года показатель роста составлял 6,6 %, а в мае этого года – уже 10,4 %. Однако если сравнивать с данными за март прошлого года, то тренд все еще остается нисходящим. Фактически, темпы экономического роста ускорились. Но означает ли это, что экономика действительно растет? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вместе проанализируем, за счет чего происходит этот рост.

Сначала рассмотрим накопленные данные: рост на 5,7 % за январь-май был обеспечен за счет увеличения объемов строительства на 17,1 % и сферы услуг на 10,1 %. В то же время промышленность и внешняя торговля продолжают находиться под значительным спадом. Важно также изучить 12-месячную статистику. В конце концов, рост в 10,4 % – немалый показатель. Но что именно происходит? Напомним, что в апреле аналогичный 12-месячный показатель составлял 5,4 %. И тогда рост обеспечивался за счёт строительства и сферы услуг. Но, например, спад в промышленности составлял не 5,9 %, как в мае, а 8,7 %, а внешнеторговый оборот сократился не на 28,8 %, а на 50,1 %. То есть спады в отраслях, оказывающих негативное влияние, были гораздо глубже, чем в мае этого года.

В мае текущего года негативное влияние этих направлений несколько ослабло – но обратим внимание: эти отрасли не восстановились, не начали расти, просто уровень их спада уменьшился. Именно это и дало в итоге показатель роста экономической активности в 10,4 %. Итак, зафиксируем: рост на 10,4 % – это не улучшение состояния экономики и не улучшение ее структуры, а лишь проявление статистических сравнений.

Логично возникает вопрос: если промышленность и внешняя торговля снижаются, можно ли сказать, что в этих отраслях проблемы постепенно решаются? Увы, нет – потому что замедление темпов спада связано с показателями за аналогичный период прошлого года. Темпы роста соответствующих показателей в мае прошлого года были ниже, чем в апреле, следовательно, в этом году спад в апреле должен был быть больше, чем в мае. Это простое статистическое сравнение. Например, в апреле 2024 года промышленность выросла на 26,1 %, а в апреле этого года зафиксирован спад в 8,7 %. В мае прошлого года промышленность выросла чуть меньше – на 22 %, поэтому вполне естественно, что в мае этого года спад был менее выраженным. Это обычное проявление базового эффекта.

Следовательно, структура экономики не улучшается, мы по-прежнему в значительной степени зависим от потребления, а сегодняшний рост индекса активности – это результат обычного статистического сравнени