Ратификация Римского статута для любого государства унизительна и означает утрату юридического суверенитета — Косачев
Ратификация Римского статута МУС для любого государства означает не что иное, как утрату юридического суверенитета, что унизительно само по себе. Поэтому подлинно суверенные государства не присоединяются к МУС, написал в своем телеграм-канале вице-спикер Совета Федерации РФ Константин Косачев.
«К сожалению, Армения все-таки пошла на этот явно недружественный по отношению к России шаг. В армянском парламенте не нашлись силы, которые были бы способны остановить начавшийся процесс юридического закабаления этой страны «гаагской Фемидой». Именно так: юридическое закабаление Армении.
В защиту этого тезиса приведу два важных с правовой точки зрения обстоятельства.
Первое. МУС имеет право осуществлять свою юрисдикцию на территории присоединившихся государств не только на основе передачи «ситуаций» со стороны Совета Безопасности ООН или по просьбе самих государств-участников (статьи 13-14 Статута)», — отметил Косачев.
Согласно статье 15 Римского статута прокурор может возбуждать расследование proprio motu (что с латыни означает «по собственному побуждению») на основе информации о преступлениях, подпадающих под юрисдикцию суда.
«Наивно полагать, что таким образом Армения сможет решать вопросы с расследованием предполагаемых военных преступлений в зоне конфликта с Азербайджаном.
Прецедентная практика МУС неоднократно демонстрировала обратное, а именно вмешательство во внутренние дела государств-участников. В конечном итоге, в будущем сегодняшнее решение о ратификации может обернуться против самих армянских властей», — добавил вице-спикер Совета Федерации РФ.
И второе. Несмотря на указание в преамбуле Римского статута, что МУС дополняет национальные органы уголовной юстиции, в тексте документа содержатся положения, которые ограничивают уголовную юрисдикцию государств-участников, отметил политик.
По его словам, в каждом конкретном случае судьи в Гааге будут устанавливать, является ли та или иная ситуация результатом «нежелания или неспособности» Армении возбудить уголовное преследование «должным образом», и на основании этого по своему усмотрению осуществлять юрисдикцию (статья 17 статута).
«Ратификация Римского статута МУС для любого государства означает не что иное, как утрату юридического суверенитета, что унизительно само по себе. Именно по этой причине к МУС не присоединяются подлинно суверенные государства, включая Россию, США, Индию, Китай, Турцию, Саудовскую Аравию, Израиль, Иран и другие», — написал Косачев.