Россия не уходит с Южного Кавказа и не планирует уходить. Сейчас главный игрок, на чьем поле находится мяч, это правительство Армении — Федор Гайда

02 октября 2023, 22:30

Политика

В прямом эфире Alpha Newsroom доцент МГУ имени Ломоносова Федор Гайда отметил, что Россия не предполагает изменение каких-то договорных отношений. Эти изменения предполагает нынешнее руководство Армении.

«Россия не уходит с Южного Кавказа и не планирует уходить, и для этого нет никаких оснований. Дело в том, что существует два государства — Абхазия и Южная Осетия, которые Россия признает, и в которых у России есть военные базы. Эти военные базы находятся совсем недалеко от Тбилиси и таким образом российское политическое и военное присутствие в Закавказье обеспечивается.

Но другое дело, что сейчас речь идет о том, как будут выстраиваться отношения России и Армении. И во многом это будет зависеть, я бы даже сказал, что главным инициатором возможного изменения этих отношений будет выступать Армения, потому что Россия не предполагает изменение каких-то договорных отношений. Эти изменения предполагает нынешнее руководство Армении, и эти отношения, как известно, не включали в себя Карабах. Это совершенно другая ситуация.

Сама Армения, как известно, официально не признала Нагорный Карабах в качестве государства, и заявила, что эта территория является территорией Азербайджана. Собственно, по международному раскладу такая же позиция была и у России.

Соответственно, после предыдущей войны, в конечном счете договоры президента России с Азербайджаном по поводу Карабаха привели к тому, что по факту Карабах поделен на две зоны влияния. Южная часть отошла к Азербайджану, а в Северную часть зашли российские миротворцы, которые пока что там находятся.

Другое дело, что заходили они туда для того, чтобы обеспечить безопасность местного армянского населения. Что будет дальше с миротворцами, если местное армянское население полностью покинет Карабах? В общем, сейчас возникает вопрос, каким будет дальнейший статус миротворцев и о чем дальше договорятся Россия с Азербайджаном.

Тем не менее, самый главный вопрос заключается в российско-армянских отношениях.

Если Армения захочет их пересматривать, ну переориентируется скажем, на какие-то другие державы, у которых есть интересы в этом регионе. Тут возникает вопрос: ну хорошо, по желанию Армении, вернее, по желанию правительства Армении, Россия уходит. А кто, собственно говоря будет Армению дальше защищать? Будут ли США, например, защищать Армению от своего же союзника по НАТО в лице Турции, и в лице Азербайджана, который теснейшим образом связан с Турцией.

Будет ли Иран защищать Армению, это тоже хороший вопрос. А Иран, как мне представляется, так или иначе, свою региональную политику координирует с Россией. Во всяком случае, и для Ирана, и для России эту политику координировать выгодно.

В конечном счете, как бы это не показалось странным, сейчас главный игрок, на чьем поле находится мяч, это армянское правительство», — подчеркнул Гайда.