Русские не могут быть большими армянами, чем сами армяне: Николай Силаев
Ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Николай Силаев прокомментировал Alpha News новую стратегию национальной безопасности США, его влияние на отношения с Европой и Россией, ход переговоров по Украине, а также отношение России к курсу армянских властей на евроинтеграцию и сближению Еревана с Турцией и Азербайджаном.
По словам политолога, те изменения, которые есть в новой американской стратегии, касаются нового подхода США к своему доминированию в мире.
«Если раньше у них был либеральный интернационалистский подход, согласно которому США отвечают за поддержание либерального международного порядка и институтов этого порядка, при этом сами в известной степени находясь над этими институтами, то сейчас логика другая. Трамп исходит из того, что США должны быть самой могущественной страной – в экономическом отношении, в военном отношении, в технологическом отношении и прочих. И в своем доминировании США собираются опираться не столько на институты, сколько на свой совокупный потенциал. Да, первый подход США – вмешиваться в европейские внутриполитические дела на стороне правых, несистемных правых партий – провалился. Но, судя по тому, что они пишут в новой стратегии, они собираются эти попытки продолжить. И здесь имеет значение не только то, что они будут непосредственно кого-то поддерживать на выборах в Европе, но и то, что этим документом они задают новый ориентир для европейских политических сил. Можно наблюдать, как в самых разных странах Европы, странах ЕС, политики пытаются встроиться в этот новый «трамповский» подход», — сказал Силаев.
По мнению эксперта, пока США не удалось предложить такой вариант урегулирования конфликта на Украине, который в полной мере удовлетворил бы Россию.
«В Москве, конечно, настроены договариваться по вопросу Украины. У нас с самого начала была позиция договариваться. Эта позиция никуда не делась. Другое дело – на каких условиях договариваться и как обеспечить неприкосновенность соблюдения этих договоренностей. Пока в российско-американских отношениях не произошло ничего, что можно было бы назвать хотя бы шагом к их полноценной нормализации. Главные препятствия в том, что США продолжают увязывать нормализацию двусторонних отношений с вопросом об Украине. И пока Соединенным Штатам не удалось предложить такой вариант урегулирования конфликта, который в полной мере удовлетворил бы Россию», — отметил он.
«Украина сейчас рассчитывает на следующие вещи. Во-первых, они надеются, что Европейский союз будет настолько безрассуден, что украдет российские государственные активы в пользу Украины и отдаст их Украине прямо сейчас. Вторая вещь, на которую они рассчитывают, – на то, что им удастся, по крайней мере в ближайшие месяцы, избежать тяжелого очевидного военного поражения. Сейчас, полагаю, военным профессионалам из разных стран, в том числе из США, понятно, к чему идет дело, но очевидного, несомненного поражения Вооруженных сил Украины пока нет. Они надеются продержаться. И третья вещь, на которую они надеются, – на то, что Соединенные Штаты не рискнут прекратить ту помощь Украине, которую они сейчас оказывают. Помощь эта состоит в продаже оружия и в предоставлении разведывательных данных. Они в Киеве резонно полагают, что если США это сделают, если они откажутся от помощи Украине в этих формах, то они вслед за этим потеряют и Украину как свой – в перспективе – геополитический актив. А терять этот актив Соединенные Штаты не хотят. И сложность задачи для США в том, что они, с одной стороны, хотят из этого конфликта выйти. С другой стороны, они хотят выйти из него так, чтобы это не выглядело поражением Соединенных Штатов и чтобы у США осталось влияние, желательно определяющее влияние, на Киев», — добавил Силаев.
По мнению эксперта, руководство Армении уже давно сочетает критику России с поддержанием выгодных связей.
«Участие в ЕАЭС сохраняется, закон о стремлении в ЕС пока больше декларативный. Армения предпринимает определенные шаги по дистанцированию в сфере безопасности – перестала участвовать в работе ОДКБ, частично сократила российское военное присутствие, – но юридически никаких резких решений пока нет. Можно сказать, что Армения «сидит перед дверью», наблюдает за Европой, не делая окончательного шага ни туда, ни обратно. Руководство считает, что этот курс отвечает его интересам: с одной стороны – флирт с Западом, с другой – сохранение выгод от связей с Россией. Для Москвы и международных наблюдателей это привычная картина: многовекторная политика, которая продолжается уже несколько лет, и в этом нет особой новости. В целом курс Армении, на мой взгляд, направлен на постепенный отход от союза с Россией. Руководство страны, видимо, тяготится статусом самостоятельного внешнеполитического игрока, но при этом предпочитает не связывать судьбу страны напрямую с Россией. Армения постепенно выстраивает отношения с Азербайджаном, Турцией и Европейским союзом, который проявляет интерес к стране», — сказал Силаев.
По словам политолога, продолжение нынешнего курса может привести к постепенному превращению Армении в сателлита Турции и Азербайджана.
«Это важный вопрос не только для самой Армении, но и для всех ее соседей и партнеров. Армянская национальная идея на Кавказе и в Диаспоре долгие десятилетия была значимым фактором международной политики. Если Армения отказывается от этой идеи, это меняет и подход других стран к ее внешней политике. Примером может стать соглашение с Азербайджаном: если оно будет подписано и ратифицировано в текущей форме, Армения фактически уступает часть своего суверенитета. То же самое касается строительства «трамповой дороги», которая затрагивает внешнюю границу ЕАЭС. Армянские власти пока не обсуждают этот вопрос с партнерами по ЕАЭС, а нарушение таможенной границы неизбежно вызовет реакции со стороны союзников. При этом важно понимать: русские не могут быть армянами больше, чем сами армяне. Мы можем выражать свое мнение, которое, как я понимаю, официальному Еревану приятно слышать, но принимать ключевые политические решения за армянское общество мы не в силах», — заключил Силаев.