Самое главное для Армении – сохранить суверенитет над этой территорией: Игорь Семеновский
В прямом эфире Alpha News политолог Игорь Семеновский прокомментировал встречу лидеров Армении и Азербайджана в Вашингтоне и парафирование мирного договора в присутствии президента США Дональда Трампа.
«Например, на той самой встрече в Вашингтоне стороны воздерживались от оценок. Даже «Зангезурский коридор» называли по-разному – «маршрутом Трампа» или «дорогой Трампа». Это было сделано, чтобы угодить принимающей стороне, создать приятный фон и, конечно, пропиарить себя в присутствии одного из ведущих мировых лидеров. Это выглядело как красивый политический жест – якобы боевые действия прекращаются. Но важно понимать: понятие «маршрут Трампа» остается крайне расплывчатым. Главное, что должна сохранить Армения – это суверенитет над этой территорией. Контроль должен быть как на входе, так и на выходе из этой дороги», — сказал Семеновский.
По его словам, проект соглашения между Арменией и Азербайджаном содержит множество отсылочных документов и норм, согласование которых будет крайне сложным.
«Что касается России, она, безусловно, приветствует возможность мирного соглашения и устранения конфликтности на Южном Кавказе – это один из ее приоритетов. Но важно понимать, на каких условиях это произойдёт. Будут ли задействованы иностранные структуры, частные военные компании, или это станет свободной зоной? Все это возможно, особенно с учетом членства Армении в ЕАЭС. С точки зрения анализа, свободный транзит без какого-либо контроля для ЕС – это проблемный момент, особенно учитывая существование Таможенного союза. Поэтому возникает вопрос: кто будет контролировать этот процесс? Армянские пограничники должны быть задействованы, как и представители стран ЕАЭС, участвующие в этих процедурах. По трехсторонней декларации лидеров России, Армении и Азербайджана, контроль на этой территории осуществляла пограничная служба ФСБ России. Сейчас мы видим, что эта тенденция может измениться. Но кто будет контролировать процесс – пока абсолютно непонятно. Это и есть узкое место в текущих или даже предварительных соглашениях. Их нельзя назвать полноценными договорами. Надо иметь в виду: мирный договор – это пока лишь предварительное намерение. Проект соглашения между Арменией и Азербайджаном, который был опубликован, содержит множество отсылочных документов и норм, согласование которых в будущем будет крайне сложным»,- отметил эксперт.
Игорь Семеновский прокомментировал желание властей Армении войти в Евросоюз, антироссийскую риторику и возможный выход Еревана из ЕАЭС.
«Политический вес и статус бывают разными. Одно дело – директор департамента в министерстве, другое – курирующий вице-премьер. И, конечно, в этом контексте слова вице-премьера Оверчука следует воспринимать как директиву. Политика вообще такая сфера, где невозможно двигаться только вперед, не делая ни шагу назад, ни в сторону. И главное, что здесь нужно понимать – это очевидно для всех: нельзя одновременно быть и в Европейском союзе, и в ЕАЭС. Если радикально ставить вопрос ребром, то, чисто гипотетически, логично было бы сразу внести в парламент законопроект о выходе Армении из ЕАЭС и предложить денонсировать соответствующий договор 2014 года с ЕАЭС. Таким образом, мы бы имели на весах две равноценные бумаги. Понимаем, что принятие закона о якобы стремлении Армении в ЕС – без учета референдума или хотя бы социологического опроса населения – это, по сути, политический пиар-ход. Все это строится на устаревшей модели, где считается, что вступление в ЕС автоматически гарантирует блага: высокие доходы, социальные льготы и так далее. Хотя на самом деле это уже выглядит, мягко говоря, неуместно», — сказал политолог.
По словам Семеновского, право Европейского союза и право ЕАЭС имеют радикальные различия, а объединить эти системы никак невозможно.
«Я, возможно, немного опережу события и поясню: существует множество различных кластеров и стадий переговорного процесса. Еще до официального открытия кластеров возникают этапы, на которых условия могут меняться — и зачастую они определяются не экономическим развитием общества или зрелостью его институтов, а совершенно другими факторами. Например, могут появиться новые требования – такие как введение санкций против России или принятие определенных законов. Это затрагивает даже такие практические вопросы, как грузоперевозки: вам скажут, что ваши грузовики теперь будут доезжать только до Верхнего Ларса. Дальнейший транзит – будь то в Беларусь или Казахстан – с экономической точки зрения зависит от конкретных товарных номенклатур, которые отслеживаются и анализируются таможенными, налоговыми, фитосанитарными и другими контролирующими органами. Важно понимать, что мы имеем дело с двумя совершенно разными правовыми системами: правом Европейского союза и правом ЕАЭС. И объединить эти системы – технически и юридически – невозможно», — отметил эксперт.