Уголовный кодекс РА не мог быть применен к азербайджанцу, убившему гадрутского старика — Геворк Даниелян

23 февраля 2024, 21:57

Мнение | Политика

Уголовный кодекс Армении не мог распространяться на азербайджанца, убившего старика из Гадрута. Об этом в эфире Alpha News заявил юрист, бывший министр юстиции Геворк Даниелян.

«Введенные в обращение версии далеки от правовых оснований, хотя и рождаются в результате неадекватных официальных заявлений. Подчеркну точку зрения, согласно которой, если бы компетентные правоохранительные органы Армении не проявили халатности и своевременно отправили документы, связанные с экстрадицией, то компетентные органы России не освободили бы этого преступника, и он, по уже печальной традиции, не вернулся бы в Азербайджан и не был героизирован.

Судя по видео, этого субъекта ожидаемо встретили, как национального героя, что в их жалком положении является хорошо проработанным сценарием. Вспомним хотя бы, как прямо при выходе из самолета Рамиля Сафарова встречал Алиев — главный организатор неадекватных преступлений против человечности этой страны.

Замечу, что проблема вовсе не в качестве или обоснованности этих документов, тем более, не в своевременном или запоздалом представлении, а заявление министерства внутренних дел Армении о том, что они, тем не менее, уже после освобождения передадут документы компетентным органам России, на мой взгляд, имеет скорее политический, чем правовой подтекст», — сказал Даниелян.

Юрист подчеркнул, что уголовный кодекс не мог быть написан таким образом, чтобы распространяться на азербайджанца, совершившего это преступное деяние.

«Первоочередная проблема заключается совершенно в ином. Во-первых, может ли Уголовный кодекс РА быть применим к преступлению, совершенному этим субъектом?
Это жалкое существо — гражданин Азербайджана, совершило преступное деяние в Гадруте, признанном армянскими властями территорией Азербайджана, обезглавив беспомощного гадрутского старика. Если ко всему этому добавить, что мы официально не признаем арцахцев гражданами Армении, то, думаю, картина станет полной.

Получается, что уголовное законодательство по формальным правовым критериям, да, не может распространяться на действия, совершенные на территории другого государства, гражданином другого государства, в отношении гражданина другого государства.
Могли ли мы составить Уголовный кодекс таким образом, чтобы он распространялся и на подобные деяния? Нет, не могли.

Даже если бы мы теоретически приняли такой закон, он все равно не рассматривался бы как правомерное и достаточное правовое основание, поскольку при принятии решений об экстрадиции государства обязаны руководствоваться не национальным законодательством, а Конвенцией о выдаче, что исключает такие нормы. Правильно ли поступили правоохранительные органы, предъявив обвинение в соответствии с национальным законодательством, понимая при этом возможные юридические перспективы этого процесса? Да, правильно.

Другой вопрос, что в политическом плане эти интересы уже не имеют единого восприятия и стандартов. Полагаю, в данном случае должностные лица МВД РА поступают правильно, передавая материалы в Российскую Федерацию, поскольку реальные факты преступлений против человечности, совершенных властями Азербайджана, должны сохраняться в свежем виде на международных площадках», — отметил собеседник Alpha News.

Даниелян убежден, что необходимо задействовать Римский статут по его прямому назначению.

«Наконец, это чудовище не самолично совершало бесчеловечные шаги, его явно направляли, а теперь героизируют на государственном уровне. Но чтобы мы и в дальнейшем не оказались в подобных неприятных тупиках, мы должны с той же последовательностью претворять в жизнь недавно ратифицированный Римский статут, он должен преследовать Алиева повсюду, не давать ему покоя. Мы ратифицировали Римский статут с учетом этого видения, однако, ограничившись лишь дискуссиями, напоминающими бессмысленное шоу по аресту Путина на основании статута. А оснований для ареста Путина нет, поскольку это уже исключается документами ЕАЭС. Оставим это любителям шоу, а наша главная задача – реализовать Римский статут по его прямому назначению», — заключил Даниелян.