Глава Еврокомитета парламентского партнерства ЕС-Армения: В Евросоюзе нет единодушной поддержки предоставления Армении статуса кандидата
Интервью Alpha News главы делегации Комитета парламентского партнерства ЕС-Армения, депутата Европарламента от Эстонии Марины Кальюранд по итогам принятия резолюции в Европарламенте 13 марта о необходимости тесных связей ЕС с Арменией и мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном.
Вопрос: В резолюции Европейского парламента содержится призыв к сближению с Арменией, глава МИД Армении также заявляет, что Армения может подать заявку на вступление в Европейский Союз. Насколько реально для Армении интегрироваться в европейскую семью?
Ответ: Срок полномочий этого парламента подходит к концу, и мы подумали, что будет очень полезно провести своего рода обзор отношений Армения-ЕС, поскольку за последние годы они получили колоссальное развитие. Да, в Нагорном Карабахе была война, много страданий, но я вам скажу, что отношения между Арменией и ЕС стали более тесными. Поэтому мы рассмотрели это и решили принять резолюцию, в которой мы просто представили сегодняшнюю картину отношений ЕС и Армении. У нас реализуются различные проекты и программы, и мы видим, что сотрудничество может быть расширено практически во всех различных областях и сферах деятельности. Одной из тем является сотрудничество в рамках миротворческого фонда. Пока Армения входит в ОДКБ, есть некоторые колебания со стороны некоторых стран-членов, но мы расширяем также двусторонние сотрудничества стран-членов с Арменией в области безопасности, а также в сфере экономического и гуманитарного сотрудничества.
Что касается дальнейших шагов, то на данный момент мы читаем заявления министра иностранных дел, который сказал, что Армения может рассмотреть возможность подачи заявки на статус кандидата в ЕС. Готова ли Армения пойти на это? Это вопрос не ко мне, это вопрос к властям. Могу лишь сказать, что на данном этапе я не вижу единодушной поддержки в ЕС предоставить Армении статус кандидата. Мы видели, что произошло с Украиной, с Молдовой, с Грузией. Прежде чем статус был предоставлен, потребовалось некоторое время, потребовалось множество демократических реформ. Да, это не юридический документ, это политическое заявление, но это большая ставка, которое имеет огромное политическое воздействие, и поэтому к нему нужно очень внимательно отнестись. Поэтому, я вижу, что на пути к статусу кандидата предстоит еще предпринять много мер: ликвидировать российскую основу, не столь сильно полагаться на российскую экономику, провести демократические реформы. Я могу продолжить обсуждать различные сферы, в которых Армении еще предстоит добиться прогресса. Я думаю, что пример Грузии может стать хорошим примером. Грузия получила статус кандидата и, вероятно, в ближайшем будущем начнет переговоры о вступлении, и это то, что должно дать надежду Армении, если Армения хочет продолжать идти по этому пути.
Вопрос: Резолюция приветствовала замораживание отношений Армении с ОДКБ. Учитывая возросшую угрозу возобновления войны в регионе, кто сможет предоставить гарантии безопасности, помочь и защищать Армению?
Ответ: На этот вопрос нет однозначного ответа. Евросоюз определенно не является организацией по безопасности. Поэтому Европейский фонд мира – это одно, но я также хотела бы отметить работу миссии наблюдателей ЕС, которая сегодня обеспечивает мир и безопасность в Армении и на границе. Мы работаем с Азербайджаном, чтобы он также был признал работу наблюдателей. Мы увеличили численность состава наблюдательной миссии, поэтому мы присутствуем и своим присутствием пытаемся обеспечить больше безопасности, но, как я уже сказала, ЕС не является военной организацией. И именно поэтому мы очень благосклонно относимся к двусторонним соглашениям в сфере безопасности, которые Армения заключает с другими странами, например, с Францией.
Вопрос: Что вы думаете о претензии Алиева на новые территории Армении?
Мы, конечно, следим за новостями, поступающими из Азербайджана, но, честно говоря, это уже неудивительно.
После того, как мы увидели заявления и после того, как Азербайджан был исключен из Совета Европы, как до этого Россия и Беларусь, у нас есть судебные решения прошлого года, требующие от Азербайджана принять временные меры для защиты гражданского населения, мы видим, что Азербайджан не следует рекомендациям, даже не выполняет решения суда. В нашей резолюции особое внимание уделялось Армении, но мы все же включили параграф об Азербайджане, где мы еще раз призвали Еврокомиссию пересмотреть свое энергетическое соглашение с Азербайджаном, а также очень ясно дали понять, что будущие отношения с Азербайджаном и ЕС должны быть обусловлены и учитывать ситуацию с правами человека и общую ситуацию в Азербайджане.
Вопрос: Шарль Мишель поздравил Алиева, мы знаем позицию Европарламента в отношении совершенных преступлений алиевского режима, и она отличается от позиции лидеров ЕС. Почему такое расхождение в восприятии того, что является злом, а что нет?
Ответ: Это очень сложный вопрос. Моя личная позиция такова: я не понимаю этого и не думаю, что верно было делать это. Также в нашей резолюции мы осуждаем это поздравление Шарля Мишеля, но этот вопрос стоит задать ему, почему он совершает такие поступки, которые, я думаю, не помогают достичь мира и мирного соглашения в регионе. Важно собрать Азербайджан и Армению за столом переговоров, чтобы заключить мирное соглашение при уважении территориальной целостности и суверенитета обеих стран. Подчеркиваю – обеих стран. Без этого не будет мира в регионе, а ваш народ заслуживает мира в регионе.
Вопрос: Между тем, как вы думаете, какой сигнал посылают Армении такие шаги лидеров ЕС, ведь это выглядит как одобрение преступлений режима Алиева, которые она совершала и продолжает совершать?
Ответ: Я бы не сказала, что это стоит рассматривать как одобрение его преступлений, но, конечно, сигналы неоднозначные. С одной стороны, мы призываем к санкциям и к обусловленности отношений с Азербайджаном, с другой стороны, Еврокомиссия ничего не сделала с энергетической сделкой и по-прежнему считает Азербайджан своим надежным партнером. Конечно, это сбивающие с толку сигналы, но, опять же, я не могу говорить от имени всех европейских институтов. Я просто счастлива и горжусь тем, что этот парламент очень четко выражает нашу позицию и не допускает никаких сомнений или двусмысленности.