Вступление Армении в ЕС может негативно сказаться на отношениях с Россией: Тигран Мелоян

19 февраля 2025, 23:00

Мнение | Политика

Аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян прокомментировал Alpha News вероятность вступления Армении в ЕС, чего ждать Южному Кавказу на фоне кризиса в отношениях США и ЕС и переговоры между Россией и США в Саудовской Аравии.

«Армения с самого начала пыталась лавировать между Западом и Востоком. И по мере усиления противостояния России и США на международной арене Еревану приходилось выбирать какую-то из определенных сторон. Россия определяет сегодняшний курс Армении как ее суверенное право, она не желает и не планирует вмешиваться и менять сегодняшний курс официальных властей Армении. Это личный выбор Армении у армянского народа. Москва готова с этим согласиться, но последствия этого выбора лягут именно на армянское руководство», — сказал Мелоян.

«Армения ждет от Европейского союза, в первую очередь поддержку, которую она не получила в свое время от Москвы. И здесь Армения, по сути, вступает в политику романтизма, в некую иллюзию. У Армении с Россией тесно связаны отношения в области безопасности, экономики, налажены культурно-гуманитарные связи. И тут важно понимать, что само вступление в ЕС и получение статуса кандидата на вступление выглядит довольно туманно для Армении.

Армении предстоит проделать колоссальную работу для того, чтобы соответствовать тем нормам, тем принципам, которые сегодня выставляются ЕС как необходимые для вступления. И здесь также важно учитывать, что это может негативно сказаться на отношениях с Россией. Необходимо учитывать, будет ли Армения лишена всех этих преференций, которые имеются у нее от ЕАЭС, при своем дальнейшем пути в структуры ЕС», — отметил Мелоян.

Коснувшись кризиса в отношениях между США и ЕС и его влияние на Южный Кавказ, эксперт сказал, что это приведет к отсутствию единой политики США и ЕС вокруг региона.

«Политика США и ЕС вокруг Южного Кавказа изначально была едина, когда у власти в США находилась демократическая партия во главе с Джо Байденом. И перед своим уходом с поста президента США Байден сделал некий жест доброй воли, подписав хартию о стратегическом партнерстве с Арменией. Но что на самом деле подразумевает подписание этой хартии? По факту, хартия не подразумевает, что Армении будут предоставлены какие-то вооружения, что на территории Армении может быть расположена военная база США. На сегодняшний день аналогичная хартия подписана с Украиной.

С приходом к власти Дональда Трампа Армения может не получить ничего в области безопасности и ничего в области экономики. Республиканцы всегда меньше внимания обращали на Южный Кавказ. У них совершенно иные приоритеты, которые сконцентрированы на азиатско-тихоокеанском регионе, нежели на каких-то отдаленных от их континента точках. Что касается перспектив евроинтеграции Армении, то тут нужно понимать, что всегда есть риски, автоматического права на присоединение нет.

Статус кандидата, к которому стремится сегодняшнее руководство Армении не гарантирует автоматического вступления в ЕС, не было даже никакой официальной реакции со стороны Брюсселя. В Мюнхене не было выпущено ни одного декларативного документа, где бы упоминалось о том, что Армения выбрала путь евроинтеграции и что ЕС приветствует данное решение», — сказал Мелоян.

По мнению аналитика, от переговоров России и США в Саудовской Аравии не стоит ожидать быстрых результатов.

«Главное отметить, что быстрых результатов достигнуто не будет. Есть очень много условий как с американской стороны, так и с российской стороны. Очень интересно, что к переговорам фактически не допущен ЕС. Сейчас идет именно вопрос обсуждения глобальных и стратегических вопросов, которые накопились между Россией и США. Тут важно отметить, что Украина это лишь один из кейсов, который предстоит обсудить Вашингтону и Москве.

Также на повестке дня стоит вопрос о ядерной гонке, о санкционной политике Штатов по отношению к России и на какие уступки может пойти каждая из сторон. То есть по факту сейчас проходит нащупывание тех вопросов, по которым стороны могут достигнуть какого-то консенсуса. Говорить о наличии какой-то формулы быстрого достижения прогресса, в том числе урегулирования конфликта на Украине, не приходится», — заключил Мелоян.