Заявление Самвела Бабаяна стало ударом по хребту арцахского народа. Эксклюзивное интервью госминистра Арцаха Alpha News

28 июля 2023, 19:58

Политика

В эксклюзивном интервью Alpha News госминистр Арцаха Гурген Нерсисян коснулся дальнейших действий всенародного движения с требованием разблокирования Арцаха, заявлений, прозвучавших на пресс-конференции премьер-министра Армении относительно арцахцев, заявления министра иностранных дел России после встречи Мирзоян — Лавров — Байрамов в Москве, а также предложения Азербайджана о поставках гуманитарной помощи в Степанакерт через Акну (Агдам). 

Господин Нерсисян, 17 июля, когда президент Арцаха начал сидячую акцию протеста, он заявил, что если в течение недели ситуация народа Арцаха не вернется в более или менее стабильное и нормальное русло при международном вмешательстве, то они прибегнут к более жестким действиям как в Арцахе, так и за его пределами. 

26 июля Араик Арутюнян прекратил акцию протеста, посчитав, что его сидячая забастовка и всенародное движение обеспечили определенный результат, привлекли международное внимание в вопросе применения практических шагов. 

Несмотря на это заявление президента Арцаха, сейчас мы видим, что ситуация в Арцахе не стабилизировалась, Лачинский коридор остается закрытым, даже около 400 тонн гуманитарной помощи, отправленной из Армении, не разрешается доставить в Арцах. 

Создается впечатление, что власть Арцаха отказалась от своих намерений прибегнуть к жестким действиям, как Вы думаете почему?

— Может, предполагаемые вами и президентом жесткие действия по своему выражению отличаются друг от друга, и поэтому сформировалось подобное мнение. На самом деле народ Арцаха не отказался и никогда не откажется от борьбы. Это борьба за наше существование, как от нее отказаться? На самом деле, мне очень жаль, что сложившаяся в Арцахе ситуация, в необходимой степени, не воспринимается даже в Республике Армения. 

По словам президента Арцаха, всенародное движение продолжается, в том числе сидячие забастовки. Какие действия предпринимаются, какими будут дальнейшие шаги?

— Цель всенародного движения-показать ситуацию в Арцахе, пробудить армянский народ, подтвердить, что независимо от сложившейся ситуации и трудностей народ Арцаха не подчинится, Арцах не может быть в составе Азербайджана, право народа Арцаха на самоопределение неоспоримо. Целью движения является также подтверждение того, что армянский народ против политики признания Арцаха территорией Азербайджана. У нас есть это убеждение, и лично я сделаю все возможное, чтобы армянский народ испытал это пробуждение и снова встал на ноги во имя Арцаха. Я совершенно не имею в виду войны, кровопролитие, сейчас современная дипломатия позволяет достичь мирного урегулирования, если мы все будем объединены вокруг Арцаха. 

В ходе последней пресс-конференции премьер-министр Армении Никол Пашинян довольно жестко высказался об арцахцах. Особенно примечательным было заявление о выделенных Арцаху 150 млрд. драмов, когда он с сарказмом сказал, что могли бы на эти деньги вырастить продукты для аджапсандала, а не возмущаться тем, что его жена публикует в Фейсбуке выращенные ею овощи. Господин Нерсисян, интересно, какой цели послужили предоставленные из Армении деньги и не выращивали ли арцахцы овощи? Или возможно из-за проблем, вызванных блокадой, невозможно поставлять выращенный урожай в магазины?

— Я работаю в исполнительной власти Республики Арцах с 1 марта 2023 года и могу в любое время представить отчет о каждой копейке, предоставленной Арцаху, поскольку на самом деле эти деньги были потрачены исключительно на реализацию программ заработной платы, пенсий и социальной помощи. Не было проведено никаких строительных работ, работ по эксплуатации рудников, чтобы предположить, что, возможно, действовали какие-то коррупционные схемы. Во время моего пребывания в должности вы просто не представляете, сколько финансовых программ я обнулил. В конце концов, при моем назначении как бывшего генпрокурора на пост госминистра, моей целью было добиться максимально экономного использования государственных средств. В этом бюджетном году Арцах был в блокаде, и у всех возникало удивление, когда я говорил об уплате налогов, но поверьте, только в первом полугодии мы собрали более 11,0 млрд драмов налогов. Конечно, это не планировалось, но мы упорно, выслушивая множество критических замечаний, пошли на этот шаг, чтобы вынужденно не просить у Республики Армения о нашем дефиците. В любом случае, мягко говоря, я сожалею, что вопрос контроля целевого расхода денежных средств, выделяемых Арцаху из Армении, впервые возник, когда Арцах находился в блокаде и нуждался в финансовой поддержке больше, чем когда-либо. 

Кстати, как Вы оцениваете спустя день после той пресс-конференции решение отправить в Арцах около 400 тонн гуманитарной помощи из Армении, которая до сих пор не прибыла? Какая, у Вас есть информация, этот груз попадет в Арцах по Лачинскому коридору?

— Честно говоря, я не осведомлен об организационной части этого процесса, поэтому не могу сказать, как сложится его судьба. Учитывая поведение Азербайджана, думаю, что если не будет необходимого международного давления, то крайне враждебно настроенный по отношению к народу Арцаха Азербайджан этого не допустит. 

Ссылаясь на заявление министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, Вы сказали, что из этого стало ясно, что Армения уже определила круг вопросов, подлежащих обсуждению в ходе диалога Баку-Степанакерт, или Армения согласилась с темой обсуждения, предложенной Азербайджаном. Вы отметили, что если Армения не опровергнет это обстоятельство, то можно констатировать, что Армения опустила «планку»диалога Баку-Степанакерт. 

Из Армении так и не отреагировали на это заявление, то есть не опровергли вашу обеспокоенность. Как Вы на это отреагируете?

— Я снова заявляю, что сложившаяся в Арцахе ситуация не полностью воспринимается вне Арцаха. После 44-дневной войны 2020 года прошли годы, за это время состоялось множество встреч, каждый раз звучали самые разные заявления, каждый раз народ Арцаха пытался найти в том или ином заявлении обнадеживающее слово или предложение, думая, что наши интересы полностью представлены и защищены, но со временем выяснилось, что мы отвергнуты, и процесс нашего падения продолжается.

Каждый раз совершаются новые открытия со стороны различных должностных лиц. В итоге всему этому должен быть положен конец, и все должно перейти в поле искренности, обсуждения и решения по вопросам, которые касаются наших прав и красных линий за спиной народа Арцаха, неприемлемы, если нас не информировали или не спросили нашего мнения. То же самое относится и к заявлению Лаврова. Если власти Республики Армения решили ввести некий термин, подразумевающий диалог между Степанакертом и Баку, то в этом случае возникает вопрос, как это было решено или почему, а если это заявление Лаврова не соответствует действительности, то об этом должна заявить Республика Армения. Услышав все это, у арцахцев возникает множество вопросов о том, почему все, в том числе власти Армении, постоянно говорят о диалоге Степанакерт-Баку. Если это тема обсуждения, то что в ней такого привлекательного, к чему все так стремятся? Это вопросы, которые нельзя не поднимать, и ответы, на которые нужно ответить. В конце концов, все это не личные вопросы, они не касаются моей личности или предпочтений, это касается моей Родины, моего места рождения, судьбы каждого из нашего народа, судьбы моей семьи и четырех моих детей. Как вы думаете, есть ли что-то, что может удержать меня от защиты всего этого, конечно, нет. 

Вы сочли неприемлемыми рассуждения России и их подход не давать предметного решения сложившейся катастрофической ситуации. Что именно Вы ожидаете от России и почему, по Вашему мнению, Россия не решает эту проблему?

— Мы, народ Арцаха, ожидаем, что Российская Федерация выполнит обязательство, предусмотренное трехсторонним заявлением от 9 ноября 2020 года, и сохранит под своим контролем Лачинский коридор, который позволит обеспечить свободное передвижение людей, грузов и транспортных средств по коридору. Что касается того, почему Россия этого не делает, то для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно быть вовлеченным в переговорный процесс или хотя бы глубоко владеть им, но поскольку я не в курсе, какие договоренности достигаются или о чем говорят в ходе каждой встреч и обсуждений, то не могу ответить на этот вопрос. 

А насколько приемлема позиция объединенного Запада — признать Арцах в составе Азербайджана?

— Это ни в коем случае неприемлемо и недопустимо. Я много раз говорил, что такой подход не является просто проявлением настойчивости или капризности с нашей стороны, а является единственным шансом сохранить наше существование. Именно с той же целью наши родители десятилетия назад пошли по пути реализации права на самоопределение, чтобы мы были, чтобы армянский народ, проживающий в Арцахе, не был уничтожен. Когда говорят о переговорах с Азербайджаном и информации, предоставляемой международному сообществу, я всегда представляю, что там есть какая-то тема для разговора, это то, что я только что упомянул. Теперь, отвечая прямо на ваш вопрос, должен сказать, насколько терпима программа, ведущая к уничтожению нашего народа, никоим образом. 

Господин Нерсисян, помощник Президента Азербайджана Хикмет Гаджиев заявил, что 15 июля на трехсторонней встрече в Брюсселе было достигнуто соглашение о доставке гуманитарных грузов в Арцах по агдамскому пути. 

Однако за день до этого премьер-министр Армении прямо не сказал, обсуждался ли на встрече этот вопрос или нет, он лишь отметил, что заявление председателя СЕ Шарля Мишеля не стало для него неожиданностью, но он не обсуждал такой вопрос, потому что не считает, что у него есть необходимость и мандат обсуждать такой вопрос. Как вы отреагируете на эти заявления. Вам что-то известно о том, что на трехсторонней встрече обсуждался этот вопрос?

— Я не могу сказать, обсуждался подобный вопрос или нет, но если обсуждался, то очень важны реакции на подобные предложения во время таких обсуждений. 

Председатель партии «Единая Родина» Самвел Бабаян заявил, что и со стороны Агдама, и со стороны Гориса должна начаться торговля, и по его словам, это неизбежно, хотим мы этого или нет. Какова позиция официального Степанакерта по этому вопросу?

— Я знаю единую точку зрения народа Арцаха, которую во время каждого митинга арцахцы единодушно озвучивают. Когда народ, выдержав всевозможные трудности, остается непоколебимым и твердым в связи с подобными вопросами, подобные заявления являются прямым ударом по хребту народа. Они наносят ущерб процессу и в правовом, и в политическом, и в моральном плане. Если все это делается осознанно, это вызывает дополнительные опасения. Народ единодушно говорит одно, а параллельно с этим со стороны намеренно или по неосторожности постоянно повторяется, мягко говоря, неблагоприятный для Арцаха и нашего народа другой тезис. Почему это делается, мне не понятно. В конце концов, у людей могут быть внутренние убеждения, оценки, но утверждать или высказывать это постоянно в противовес всенародному желанию вызывает много вопросов. А этот тезис, «хотим мы этого или нет», неприемлем, поскольку это повторение азербайджанского тезиса. Я считаю неприемлемым двигаться под диктовку Азербайджана, если мир еще не убедился, мы хотя бы знаем, что нас ждет в этом случае. 

Беседовала Арпине Багдасарян.