Программа арменоведения в МГУ станет новым открытием армянской культуры: Алексей Муравьев

27 июня 2025, 21:42

Образование

Программа арменоведения в МГУ станет новым открытием армянской культуры: Алексей Муравьев
Заведующий кафедрой стран Центральной Азии и Кавказа Института стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ им. М. Ломоносова Алексей Муравьев рассказал Alpha News о новой программе арменоведения, которая появилась в МГУ.

«Идея о том, что нужно изучать язык, культуру и историю армянского народа и Армении была высказана сразу после распада СССР. Примерно в начале десятых годов, стартовал первый выпуск программы арменоведения, но тогда обнаружилось, что преподавать армянский язык было возможно, но все остальное, включая историю, культуру, философию и так далее было поставлено на паузу, потому что не было людей, не было наработок, не было программ. В результате этого был один выпуск программы арменоведения и на этом все закончилось. Когда у факультета Институт стран Азии и Африки МГУ появилось новое руководство в лице Алексея Александровича Маслова, то он сразу сказал, что мы должны все это обновить и заново запустить в совершенно новом формате, потому что комплексное изучение Армении, армян, всего армянства целиком необходимо», — сказал Муравьев.

«Мы приступили к работе уже абсолютно по новому, опираясь не только на наши силы, а ещё и на сотрудничество с коллегами в Ереване. Вместе с тем, я встречался несколько раз с владыкой Езрасом (предводитель Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской церкви, архиепископ Езрас Нерсисян — прим.ред.), мы обсуждали параметры нашего сотрудничества. Церковь полностью поддерживает нашу программу», — подчеркивает Муравьев.
По словам преподавателя МГУ, выпускники программы арменоведения востребованы, на них есть спрос в госструктурах и бизнесе.
«Во-первых, сейчас у нас уникальная ситуация, есть запрос по Армении, по армянским диаспорам в мире, но нет специалистов. К нам обращаются из МИДа и даже сам Сергей Викторович Лавров, наш министр иностранных дел, прямо говорил, что такие специалисты необходимы и в МИДе их ждут. Те выпускники Института стран Азии и Африки, которые работают в МИДе и которые занимают весьма высокие посты, тоже повторили нам, что в МИДе ждут наших выпускников. Также и в бизнесе есть заинтересованность. Не будем забывать, что в Армении, в структуре экспортно-импортных балансов, Россия занимает примерно 75 процентов. Поэтому и в бизнесе должны быть люди, которые не просто поверхностно знают о стране, но и представляют себе культуру и язык этой страны изнутри, потому что деловая активность тоже очень сильно связана с культурой», — сказал Муравьев.

По мнению преподавателя, будет правильнее, если арменоведение будут изучать прежде всего именно русские.

«С самого начала мы хотели, чтобы поступающие были не только этнические армяне, но и россияне, прием идет до сих пор, он не закончен. Наша программа в целом называется востоковедение, то есть изучение стран Азии и Африки, и внутри уже этой программы существуют специализации, то есть ты выбираешь язык и соответствующий пакет дисциплин. Раньше, ещё в советское время, даже относительно недавно, такого выбора у студентов не было, то есть студент поступал и дальше ему навязывали язык. Но сейчас Алексей Александрович это прекратил. И поэтому, естественно, мы ждем тех ребят, которые не обязательно имеют армянское происхождение. Я думаю, что правильнее будет, если арменоведение будут изучать, прежде, всего именно русские. Мы хотим, чтобы эта программа была ещё и в хорошем смысле слова новым открытием армянской культуры, которая действительно крупная культура христианского мира. Поэтому, конечно, сейчас задача стоит не только научить людей, но и создать общественный резонанс по этому поводу», — отметил Муравьев.

Преподаватель пояснил, что вторым языком программы арменоведения стал турецкий, потому что для изучения армянства, турецкий очень важен как язык Востока.

«Геноцид армян происходил, прежде всего, на территории Османской империи, где, естественно, вся документация составлялась на османском языке, он немножко отличается от современного турецкого, но, в целом, это турецкий язык. Поэтому даже для того, чтобы исследовать эту трагическую историю, произошедшую с армянами, необходимо знание османского языка. Вместе с тем, турецкий язык важен в современной структуре с экономической точки зрения. Мы понимаем, что Турция – это очень большой игрок в экономическом пространстве», — сказал Муравьев.
«Баланс сил на международной арене сейчас сильно смещается в сторону стран, которые раньше были в тени. Страны центральной Азии, и страны южно-кавказского региона это недооцененный для изучения ресурс. Поэтому я думаю, что количество людей, занимающихся этим, будет расти», — заключил Муравьев.