Мы в ужасе бежали в подвалы и ждали смерти |Арцахская депортация. Свидетельства #26
16 ноября 2023, 21:45
Неожиданно воздух наполнился запахом пороха, взрывы снарядов были настолько близки, что мы все в ужасе бежали в подвалы и ждали, наверное, смерти, потому что при каждом взрыве снаряда с тревогой смотрели друг на друга и всем казалось, что это конец. Так в беседе с Alpha News вспоминает 19 сентября насильственно депортированная из Арцаха заслуженная учительница Анжела Габриелян.
После полутора дней укрытия в подвале арцахцы наконец услышали известие о долгожданном прекращении огня, которое, однако, не оправдало их ожиданий.
«Мы ожидали, что будет достигнута хоть какая-то договоренность. Мы даже не думали, что нам придется покинуть Арцах. Связь между районами и Степанакертом была прервана, люди не получали вестей от своих родственников, но потом мы получили известие о том, что люди из приграничных сел эвакуируются, чтобы переехать в город. Люди рассказывали о резне, о том, как некоторым выжившим удалось сбежать. Миротворцы помогали эвакуировать людей из деревень. Ну куда их могли эвакуировать, после 44-дневной войны маленький Степанакерт уже был заполнен жителями Гадрута и Шуши. Уже много говорилось о переезде в Армению. Мы не думали о депортации из Степанакерта, но через день-два после переговоров было принято решение, что мы должны быть депортированы и из города», — вспоминает госпожа Анжела.
Женщина из Степанакерта с горечью рассказывает о том, что видела и слышала в те дни. Говорит, что они находились в хаосе, были охвачены неопределенностью и паникой.
«Нам предоставили даже не дни, а часы, чтобы собраться. Все, что мы создавали за эти годы, поместили в один чемодан, оставили нашу историю в прошлом и лишь воспоминания взяли с собой на дорогу миграции», — с горечью говорит 72-летняя женщина.
Анжела Габриелян — невестка детского писателя, поэта Гургена Габриеляна. Они оставили в Арцахе большое состояние, не только в материальном смысле, но и в культурном плане. Госпожа Анжела с восхищением рассказывает о наследии мужа, известного художника Самвела Габриеляна и свекра, но в то же время сожалеет, что не смогла привезти с собой то культурное наследие, которое было оставлено человечеству.
«В селе Хандзк остался двухэтажный дом, построенный моим свекром, который он построил в качестве примера для молодых людей, чтобы они не покидали село. А в самом городе мы оставили две квартиры, мастерскую. Одна из квартир принадлежала моему свекру, и со временем должна была стать его домом-музеем. В этой квартире остались его рукописи, книги, архивы, все осталось там, мы многого не успели взять. В небольшую сумку я поместила самое важное и пошла в мастерскую мужа, где взяла самые маленькие картины, которые мы смогли поместить в машину, и привезла их с собой. Самые большие полотна, создаваемые годами, остались там», — с печалью говорит госпожа Анжела.
Самым тяжелым испытанием стал уход из Арцаха. Габриеляны уехали из Степанакерта 29 сентября, и были одними из последних, кто покидал Арцах.
«Я не хотела уезжать. Однажды мой сын сказал, что надо постепенно смириться с этой мыслью, но я не могла, не хотела. Как-то мой сын повстречал азербайджанцев в городе, а дочь, работающая в президентском дворце, сказала, что азербайджанцы хотели окружить здание президентского дворца и установить на нем свой флаг. Тогда мы приняли решение, что отправимся в путь на следующее утро. В нашем здании оставались только мы и соседи напротив. На рассвете наши семьи отправились в Армению», — рассказывает Анжела Габриелян.
О 35-часовой поездке госпожа Анжела вспоминает с ужасом.
«Ночью отец друга моего сына вышел из машины и, не заметив, что находится на краю обрыва, скатился в ущелье. На следующий день с помощью российских миротворцев были найдены его останки. Произошел еще один несчастный случай, когда 30 — летняя женщина оставила детей в машине и вышла подышать свежим воздухом, но «КамАЗ» сбил ее, зажав между двумя машинами», — рассказывает она.
Госпожа Анжела лелеет надежду на возвращение в Арцах, она готова вернуться, но только при условии, что не будет жить с азербайджанцами.
«С ними невозможно жить безопасно. Во времена Советского Союза ситуация была иной, тогда велась пропаганда дружбы и солидарности. Конечно, проявления враждебности всегда выражались, но это было несколько случаев, мы приспосабливались и продолжали жить, а сейчас, пройдя через все это, жить бок о бок с ними просто невозможно», — сказала Анжела Габриелян.
Подробности в видеоматериале