All Этнический код Философский пароход Родные с Севера Реальная Турция Простые истины Полет над домом моим Нерассказанная история Народ говорит Миропорядок 2.0 Инстафейс Заголовок Добрый армянский вечер Депортация из Арцаха Гостеприимная Москва Вне поля зрения Большой репортаж Аудиокнига: «Армянская литература» Армянский пасхальный стол с Гаяне Бреиовой Армянский новогодний стол с Гаяне Бреиовой Армянская неделя Newsroom Alter Ego Alpha Собеседник Alpha Economics Alpha Analytics 7 портретов из истории армянского народа 5 портретов из истории армянского народа 2025 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок 2024 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок

Из нашего дома я услышала выстрелы, турки уже вошли в город | Арцахская депортация. Свидетельства #35

12 декабря 2023, 22:00

После насильственной депортации из Арцаха Лилия Даниелян и ее муж все еще не имеют работы. Они оба разыскивают работу, но поиски пока не увенчались успехом. Лилия и ее муж работали в системе правосудия.

Прежде чем найти основную работу, жительница Степанакерта решила готовить натуральные сухофрукты, заниматься кондитерским делом и печь хлеб с жингялом.

«Сушилку я привезла с собой из Арцаха, как-то раз мои дети захотели сушеной хурмы, и я приготовила сухофрукты из нескольких видов. Поскольку у меня нет работы, я решила готовить сухофрукты и продавать их. Готовлю их без добавления сахара, они получаются очень вкусными, и я слышала хорошие отзывы от покупателей. Также я пеку хлеб с жингялом и выпечку и сдаю в магазины», — говорит Лилия в беседе с Alpha News.

Лилия с мужем и тремя детьми снимают квартиру в Ереване. С ними также живет Молли, их собака породы хаски, без которой они не могли бы уехать из Арцаха.

В беседе с нами Лилия подробно рассказывает об однодневной войне, развязанной Азербайджаном против Арцаха, и хаосе, возникшем в ее результате.

«После прекращения боевых действий мой муж пошел на работу, а затем вернулся и сказал, что у нас есть пять дней, чтобы собрать вещи. В тот же день я сказала своему сыну, чтобы он начал собирать вещи, а я решила испечь хлеб. Но вскоре я услышала звуки выстрелов, вышла во двор и услышала крики, люди бежали и призывали покинуть дом, потому что азербайджанцы уже добрались до кладбища, где началась перестрелка с нашими военнослужащими. Мы с сыном, как были в тапочках, быстро выбежали из дома и на большой машине наших соседей из Мардакерта поехали в безопасное место. Мы расплакались, потому что не взяли с собой никаких документов, и нашу собаку тоже не забрали.

Несколько часов спустя ситуация немного успокоилась, и я с мужем поехала к нам домой, собрали необходимые вещи и приехали в дом друга моего мужа. Там мы пробыли один день и уже начали искать бензин, чтобы уехать из города», — рассказывает Лилия.

Именно в тот день, 25 сентября, произошел взрыв на складе бензина в Айказовке, после чего без вести пропал двоюродный брат мужа Лилии.

«В тот день шел проливной дождь, была сильная гроза, я услышала громкий звук, который больше походил на звук взрыва, но мой муж подумал, что я все еще не пришла в себя после войны. Вскоре после этого мужу позвонили и сказали, что на складе бензина произошел взрыв. Мой муж собрался и поехал за своим двоюродным братом, который отправился туда за бензином. Его долго искали, но так и не нашли, для опознания необходимо провести ДНК-экспертизу», — говорит Лилия.

Семья Лилии покинула Арцах 27 сентября в условиях паники и неопределенности, несмотря на предложение об интеграции с Азербайджаном.

«Мы с самого начала слышали, что только нескольким тысячам человек позволят отправиться в путь, среди людей распространилась паника. Наши соседи уже уехали, и мы даже подумали, что турки могут остановить этих людей и не позволить им продолжить путь. Уже вечером 26-го числа мы увидели, что азербайджанцы добрались до нашего Дашушенского креста, то есть они уже вошли в город. Утром 27 сентября мы двинулись в путь и началась адская дорога. Люди ехали испытывая жажду и голод, ситуация была ужасной, были люди, которые даже в машине не выдерживали и умирали. Был даже случай, когда в пути скончалась бабушка, и в таком состоянии они продолжали путь. С очень тяжелыми переживаниями мы добрались до моста Акари, где азербайджанцы заглядывали в машину, а затем в свои телефоны, словно кого-то искали. Они остановили нашу машину, проверяли багажник, и в этот момент собака зарычала, азербайджанец испуганно откинул голову назад и сказал — проходите. И вот так продолжилась наша адская дорога», — вспоминает Лилия.

Подробности в видеоматериале