All Этнический код Что произойдет в 2024 году? Философский пароход Родные с Севера Простые истины Полет над домом моим Заголовок Депортация из Арцаха Большой репортаж Аудиокнига: «Армянская литература» Армянская неделя Альфа-экономика Newsroom Alter Ego 7 портретов из истории армянского народа

Аполитичная политика Пашиняна

12 сентября 2023, 23:00

11 сентября Никол Пашинян дал развёрнутое интервью ОТА, в котором сделал ряд весьма примечательных заявлений, которые требуют анализа, однако в первую очередь стоит сказать, что «красной нитью» через всё интервью прошла идея Пашиняна о «деполитизации политики».

Так, Пашинян призвал не «политизировать визит его супруги в Украину», не «политизировать гуманитарный кризис в Арцахе», а также, с одной стороны попытался «возвысить одного из оппозиционных кандидатов в мэры Ереван, а с другой стороны попытался представить выборы – как процесс избрания «городского завхоза», в ситуации, где «основные решения всё равно принимаются правительством», то есть лично им.

Оставив эмоции в сторону, попробуем разобраться в ситуации исходя из логики политических процессов.

1. Заявив о том, что Армения приняла предложение РФ от августа 2022 года о «переносе обсуждений по статусу Арцаха на будущее», однако после отказа Баку принять это предложение Москва не настояла на своём, в результате чего вопрос о переносе обсуждений по статусу Арцаха на будущее «перестал быть актуальной повесткой переговоров», Пашинян продемонстрировал, что не до конца понимает суть термина «посредник».

Посредник не должен, да и не может навязывать сторонам то или иное решение, в таком случае из посредника он превращается в «сторону конфликта». Российское предложение «оставить вопрос о статусе Нагорного Карабаха будущим поколениям» было «окном возможностей» для армянской стороны, уцепившись за которое (в ситуации когда даже противоборствующий с РФ Запад признавал легитимность документа от 9 ноября 2020 г.) официальный Ереван должен был выстроить новый концепт урегулирования конфликта. Однако Пашинян пошёл по пути «наименьшего сопротивления и признал Арцах частью Азербайджана».

2. Визит Анны Акопян в Киев с целым рядом оговорок можно было бы назвать «визитом гуманитарного характера», если бы Акопян передала помощь только армянской общине, если бы после визита на Украину она передала бы гуманитарный груз и в Белгородскую область РФ, и опять-таки представителям армянской общины, а также, если бы переданные грузы не были бы «двойного использования» — смартфоны и планшеты можно использовать как в образовании, так и на поле боя, например, для контроля за работой беспилотников.

3. Гуманитарный кризис в Арцахе возник не на пустом месте, а в сути своей имеет политический характер, и является следствием политического решения. Личного решения Никола Пашиняна признать Арцах частью Азербайджана. Данным решением Пашинян «отредактировал» заявление от 9 ноября 2020 года, ведь если Арцах признан частью Азербайджана, то изменён и статус Лачинского коридора, что изменило и статус миротворцев РФ, что и привело к появлению в коридоре азербайджанского КПП, что создало блокаду, которая породила гуманитарный кризис. Иными словами – решение проблемы с блокадой, а соответственно и с гуманитарным кризисом находится в политической плоскости.

В интервью Пашинян затронул также и тему о которой мы с вами говорили вчера, и высказавшись о выборах президента Арцаха, а также Арцахской проблемы в целом, Пашинян неоднократно повторил, что «Армения стремится быть понятной для международного сообщества», а в контексте выборов мы видим, что из представителей «международного сообщества», выборы президента Арцаха осудили и не признали их итогов США, ЕС, Азербайджан и Турция. Исходя из этого становится ещё более очевидным по какой причине Пашинян не поздравил Самвела Шахраманяна с избранием на пост президента, и даже избежал слова «президент», назвав его «лидером Арцаха», что в свою очередь доказывает выдвинутый нами накануне тезис о том, что существует «неофициальный международный механизм, регулирующий отношения Армении и Арцаха».

Обозначение Шахраманяна как «лидера Арцаха» — это ещё и очередное «понижение политического статуса Республики Арцах», которое, вопреки мнению многих, началось ещё летом 2020 года, то есть до 44-дневной войны, и началось с того, что из Стратегии национальной безопасности РА был исключён политический термин «Республика Арцах», заменённый на географическое обозначение «Нагорный Карабах».

Что касается выборов в Совет Старейшин Еревана, то Пашинян с одной стороны попытался предать выборам «характер избрания ереванского завхоза», с другой стороны выделил на оппозиционном поле выгодного себе кандидата, и хорошо понимая, что его критика в адрес этого кандидата может пойти только ему на пользу, посвятил ему большой отрывок интервью.

Ровно также в 2017 году на всё тех же выборах в Совет старейшин Еревана раздували фигуру Пашиняна, выделяя на фоне иной оппозиционной активности именно его «прогулки по ереванским крышам».

Подобный метод моделирования политического поля «стар как мир», однако именно этим методом и пользуется Пашинян, пытаясь при этом «деполитизировать» все политические процессы в стране и вокруг неё.