Бениамин Матевосян: от членства в ЕС до договора о стратегическом партнерстве с США — мифы пашиняновской пропаганды
10 января 2025, 12:00
(Появился институциональный шанс изменить ситуацию в Армении)
События в Армении и вокруг нее продолжают развиваться с очень высокой скоростью. За 9 дней нового 2025 года произошло столько событий, сколько в прежние времена могло произойти за целый год: угрозы Ильхама Алиева в отношении Армении, по всей видимости, скоординированный с Алиевым ответ Пашиняна, из которого стало ясно, что Ереван готов расформировать Минскую группу, обсудить «вопрос азербайджанских беженцев» — и все это в рамках логики «лишь бы не было войны». Наряду с этим глава МИД РА признал, что у Турции есть предусловия в вопросе «налаживания» отношений с РА, и касаются они «налаживания» отношений Еревана и Баку. Он также анонсировал потенциальный вывод российских пограничников с армяно-турецкой границы.
Затем Пашинян анонсировал скорый референдум по вопросу членства Армении в ЕС (референдум, не имеющий для Брюсселя никакой юридически обязывающей силы). Из России же заявили, что членство Армении одновременно в ЕС и ЕАЭС невозможно, а также не исключили, что на фоне новых угроз от Алиева Пашинян может-таки обратиться за помощью к ОДКБ. Примечательно и то, что на фоне все тех же угроз Алиева в отношении Армении в стране активизировались разные акторы, заявляющие, что «на следующей неделе между Ереваном и Вашингтоном» будет подписан документ о стратегическом партнерстве, и, «опасаясь» именно этого, Алиев спешит «погрозить пальцем Армении».
Эти же самые эксперты не расскажут армянскому обществу о том, что президент Азербайджана Ильхам Алиев и сам готов поднять отношения с США при Трампе «на стратегический уровень», о чем он фактически заявил во время своего последнего интервью. С учетом недавних оценок Stratfor, легализующего разведданные, о том, что приоритетом администрации Трампа в регионе будет углубление отношений с Баку, становится ясно, что лояльные США «армянские эксперты и политики» в очередной раз могут ошибиться в своих оценках. Почему, в конце-концов, президенту РА Ваагну Хачатуряну можно было в конце 2024 года говорить «о 4 неделях для подписания мирного договора с Баку», а армянским «экспертам и главе МИД» нельзя говорить о том, что в ближайшие 11 дней — пока еще работает администрация Джо Байдена, между Ереваном и Вашингтоном может быть подписан некий документ?
Весь вопрос лишь в том, почему посольство США не оказывает влияния на лояльных, вскормленных экспертов, чтобы те не создавали в армянском обществе завышенных ожиданий?
Что же касается потенциального референдума по членству Армении в ЕС, если все же власти РА «не свернут с полпути», то этот электоральный процесс станет легитимным, институциональным способом осуществить в Армении политические изменения. Так как, если Пашинян проиграет по итогам референдума, то это может сгенерировать целый ряд политических процессов, логичным завершением которых должно стать формирование в РА нового правительства.
Если же Пашинян победит, то сохранение армянской государственности в ее нынешней конфигурации границ станет еще более проблематичным.
Задумайтесь об этом…