Бениамин Матевосян: Пашинян в Праге закрыл страницу Арцаха — Лавров подтвердил
22 мая 2025, 19:15
(Информационно-провокационный фон визита главы МИД РФ в Армению)
В марте 2018 года в Армении был принят закон «О государственном протоколе». Пункт первый статьи 4 гласит, что визитами высокопоставленных делегаций в Республику Армения являются государственные, официальные, рабочие, частные визиты, визиты в качестве личного гостя и визиты проездом. Закон подробно описывает все, что связано с визитами официальных лиц в РА — от порядка финансирования до видов протокольных процедур.
Одним из нюансов нынешнего визита главы МИД РФ Сергея Лаврова в Армению был вопрос о том, почему его в аэропорту не встретил глава МИД РА Арарат Мирзоян? Почему Мирзоян не сопровождал Лаврова на протокольном мероприятии по возложению цветов к памятнику «Мать Армения»?
Безусловно, протокол не требует от Мирзояна обязательной встречи Лаврова в аэропорту, и во многом статус принимающей стороны определяется политической целесообразностью. Например, в апреле 2021 года, когда Мирзоян еще был спикером Национального собрания, он встречал в аэропорту «Звартноц» делегацию во главе с председателем Сената Франции Жераром Ларше, прибывшую в Ереван для участия в мероприятиях, посвященных 106-й годовщине Геноцида армян. В марте 2025 года, когда в Ереван прибыл президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, его делегацию в аэропорту встречал министр экономики Геворг Папоян. Однако для Лаврова у Мирзояна времени не нашлось.
У Мирзояна не нашлось времени, а у полиции РА не нашлось достаточно воли и средств, чтобы не позволить ряду участников встреч Пашиняна с внепарламентской «оппозицией» — Арману Бабаджаняну, Тиграну Хзмаляну и другим лицам два дня подряд проводить акции против визита Лаврова и против действий РФ на Украине. У главного входа в здание МИД Армении с раннего утра собрались десятки протестующих с флагами Евросоюза и Армении. В руках у них были плакаты с антироссийскими лозунгами, а сами демонстранты скандировали «Россия, вон из Армении!».
Армянские реалии таковы, что когда у власти есть желание разогнать протестующих, это делают жесткими методами, не считаясь ни с чем. Так было в 2024 году во время протестов «Священной борьбы». В те дни полиция у здания МИД действовала без ограничений. Конечно, никто не призывает к насилию в отношении протестующих, однако очевидны двойные стандарты.
Мы снова сталкиваемся с проявлениями «классического Пашиняна»: с одной стороны, он принимает в Ереване главу МИД РФ, с другой — создает негативный информационный фон вокруг визита, используя своих союзников в политическом пространстве.
А в информационной сфере на пресс-конференции Лаврова с Мирзояном прозвучали вопросы, суть которых сводится к тому, что «Россия — агрессор на Украине», «Россия вооружала Азербайджан, из-за чего пал Карабах».
Тут мы подходим к важной части визита Лаврова: он озвучил то, что Пашинян и его команда долгое время отрицали — в трехстороннем документе 2020 года по статусу Нагорного Карабаха было достигнуто джентльменское соглашение, но заявление в Праге от 6 октября 2022 года перечеркнуло его. «Это была джентльменская договоренность: статус Карабаха подлежит дальнейшему согласованию между сторонами. Но произошло то, что произошло…», — заявил Лавров.
Что же касается слов Лаврова о том, что «Армения и Россия прошли стадию взаимного недоверия и обид», то информационно-пропагандистский фон вокруг его визита показывает, что ситуация далека от безоблачной, как того хотели бы в Москве.
Задумайтесь об этом…