All Этнический код Что произойдет в 2024 году? Философский пароход Родные с Севера Простые истины Полет над домом моим Заголовок Депортация из Арцаха Большой репортаж Аудиокнига: «Армянская литература» Армянская неделя Альфа-экономика Newsroom Alter Ego 7 портретов из истории армянского народа

Инга из Арцаха печет хлеб с жингялом и строит новые планы. Арцахская депортация. свидетельства #10

20 октября 2023, 22:00

После насильственной депортации из Арцаха Инга Григорян решила печь хлеб с жингялом, который считается одной из визитных карточек Арцаха, и передавать жителям Армении вкус арцахского хлеба.
Здесь, конечно, есть не все виды зелени, но Инга уверяет, что вкус хлеба от этого не страдает. В этом убедилась и наша съемочная группа Alpha News, побывав в селе Балаовит, где после насильственной депортации из Арцаха живет семья Инги из семи человек.

Уже несколько дней Инга поставляет в местные магазины свой аппетитный, ароматный, немного пряный, но с приятным вкусом женгялов хац. У нее еще не так много заказов, но зато она получает похвалу от жителей, попробовавших хлеб.

«В Арцахе я пекла хлеб с жингялом на заказ, после переезда в Армению подумала, что и здесь смогу испечь. Сначала я решила выпекать пахлаву, но здесь ее пекут многие, поэтому пеку больше хлеба. Получается неплохо, люди остаются довольными», — с улыбкой на лице говорит Инга.

Семья Инги депортирована из Степанакерта, где они жили рядом с азербайджанскими позициями, под звуками выстрелов, со страхом в сердце. У Инги есть трое несовершеннолетних детей.

Инга находилась на работе, когда 19 сентября услышала звуки ракетного обстрела. Под непрерывными звуками взрывов, женщина думала, что делать, идти домой или бежать в школу, где были ее дети.

«Побежала домой, где были двое моих детей, потом забрали старшего сына из школы и спустились в подвал. Даже после прекращения огня мы боялись возвращаться домой. Через несколько дней увидели, что все покидают свои дома и мы тоже вынужденно решили уйти», — рассказывает Инга.

Супруг Инги, Давид, описывает состояние, царившее в те дни в Арцахе, одним словом: анархия.

«В Арцахе больше нельзя было оставаться, это был кошмар», — вспоминает Давид и рассказывает о жестоком пути депортации, продлившемся три дня.

«Были пробки, машины медленно продвигались на метр вперед и снова останавливались, даже для машин скорой помощи не было места. Голодные, томимые жаждой, без сна мы наконец добрались до Армении», — вспоминает Давид.

Инга продолжает рассказывать о пути насильственной депортации из Арцаха в Армению.

«Мы уговаривали детей, чтобы они поспали. Все были голодны, и хотели поскорее добраться до места, чтобы нормально поесть. И без того в условиях блокады дети были лишены многого, у нас были очень тяжелые дни. Мой младший сын говорил, неужели даже арбуза нет, чтобы покушать?», — вспоминает Инга.

28 сентября они уже прибыли в Армению. После того как их поставили на учет в Ехегнадзоре, они несколько дней находились в предоставленном правительством бесплатном жилье, но из-за плохих бытовых условий решили найти квартиру в аренду и переехали в село Балаовит Котайкской области.

«Владелец дома сказал, что не будет брать арендную плату за первый месяц, пока мы не устроимся, и что даже не будет обсуждать сумму. Мы очень благодарны, нас тепло приняли, во всем содействуют. Здесь тоже нет удобных условий, но на деньги государства мы строим кухню, ванную, улучшаем условия проживания. Хотим начать жизнь заново, нуждаемся во многом, но потихоньку все сделаем», — говорит Давид, надеясь, что в ближайшее время найдет работу и составит новые планы на жизнь.

О том, чтобы вернуться в Арцах, они сейчас не думают. Инга говорит, что вернется на родину только тогда, когда в Арцахе не будет турок.