All Этнический код Что произойдет в 2024 году? Философский пароход Родные с Севера Простые истины Полет над домом моим Нерассказанная история Народ говорит Заголовок Добрый армянский вечер Депортация из Арцаха Большой репортаж Аудиокнига: «Армянская литература» Армянский пасхальный стол с Гаяне Бреиовой Армянская неделя Альфа-экономика Newsroom Alter Ego 7 портретов из истории армянского народа 5 портретов из истории армянского народа 2025–что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок «Реальная Турция» «Гостеприимная Москва» «Армянский новогодний стол с Гаяне Бреиовой»

Руководитель – прагматик, народ – романтик: «Смыслы» от Тиграна Давтяна

03 мая 2025, 14:44

«Нет ничего абсолютно мёртвого: у каждого смысла будет свой праздник возрождения».

Михаил Бахтин

Порочная повторяемость недобрых событий, в которые мы, армяне, погружены в последние годы, начинает восприниматься как дурная бесконечность. Недавно мне нужно было доступно ответить на вопрос ребёнку, который заинтересовался, что такое ад. Я объяснил ему, что ад – это когда что-то плохое никогда не заканчивается. Сказать что-то новое про то, что происходит в Армении, становится всё труднее. Нет, философия не складывает своего оружия в попытке понять любой заинтересовавший её феномен, и поэтому она напоминает нам об одном интересном тезисе: пониманию предшествует поступок, а не наоборот. Стереотип, связанный с философией, таков, что мысль предшествует поступку. А вот и нет. Точнее, не всегда. Действие, в буквальном смысле, физическое действие, или, в необходимом случае, увеличение его масштаба – поступок – неотъемлемая часть понимания. Сделал, и потому понял, а мы, армяне, погрязли во все более слабых попытках понять происходящее, что сопровождается нашими унылыми публичными рассуждениями. Делаем пустые ходы, «живём, под собою не чуя страны» (О. Мандельштам). Лучше уж молчать, чем демонстрировать конвульсии нашей некогда собственной и потому оригинальной мысли.

Мне показался интересным один образ, изображённый вторым президентом Армении Робертом Кочаряном. Я не особо слежу за его выступлениями, но вот, буквально вчера, я прочитал фрагмент его, то ли интервью, то ли выступления, в котором он говорит, что хотел бы быть прагматичным руководителем романтичного народа. Во-первых, чисто стилистически это выглядит привлекательно, и я сторонник античного тезиса уравнивающего красоту и добродетель. Поэт Иосиф Бродский любил повторять, что эстетика – мать этики, а не наоборот. То есть, Кочарян показал некую возможность для нас, будущность. Во-вторых, произнесённая Робертом Седраковичем связка – прагматичный руководитель-романтичный народ – эффективно взаимодействовала не раз и не два в истории человечества. Наглядный пример из относительно недавнего прошлого – это управление страной принципиально  логичного и политически никогда не пьянеющего Иосифа Сталина, и, окрылённая идеей, захватывающая поступь советского народа. И потом, что обозначает слово «романтичный»? Давайте, обойдёмся без академических определений. Романтичный – это вдохновлённый идеей поступка. Это – Дон Кихот. Прагматик же – это Санчо Панса, который непременно должен считаться с реальностью, контролировать её. И при необходимости «заземлять» полёт героя. В политике этот кластер работает только в чётком распределении ролей. Руководитель – прагматик, народ – романтик. Это как раз и имеет в виду, на мой взгляд, президент Кочарян. Романтизм – это явление, высвобождающее энергию, то есть то, что нам жизненно необходимо, ибо нации пора перестать плыть по течению и начинать работать всеми вёслами. Нации пора опомниться! Так что, мне очень понравилась мысль Кочаряна. Но для преображения нынешней ситуации, нужна какая-то стабильность, которой нет, и которая – да здравствует парадокс – может быть достигнута путем кардинальных изменений. Изменений во власти. И никак иначе. Как это сделать? Действовать! Онтологический принцип, мною не раз повторяемый, гласит: мёртвое не способно изменяться. Изменение – примета возрождающейся жизни. Так получилось, что нам предстоит ответить на животрепещущий вопрос: умерли или только уснули наши национальные смыслы…