All Этнический код Философский пароход Родные с Севера Реальная Турция Простые истины Полет над домом моим Нерассказанная история Народ говорит Миропорядок 2.0 Инстафейс Заголовок Добрый армянский вечер Депортация из Арцаха Гостеприимная Москва Вне поля зрения Большой репортаж Аудиокнига: «Армянская литература» Армянский пасхальный стол с Гаяне Бреиовой Армянский новогодний стол с Гаяне Бреиовой Армянская неделя Newsroom Alter Ego Alpha Собеседник Alpha Economics Alpha Analytics 7 портретов из истории армянского народа 5 портретов из истории армянского народа 2025 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок 2024 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок

 Тайно от врага я зашла в дом и забрала оттуда «драгоценные» вещи | Арцахская депортация. Свидетельства #22

10 ноября 2023, 21:37

Семья Нарине Григорян, потерявшая дом в Шуши в результате 44-дневной войны, три года спустя потеряла дом и в Степанакерте. В результате нападения Азербайджана 19 сентября 2023 года семья Нарине вынужденно покинула свой дом в Степанакертском районе Кркжан, который она получила после 44-дневной войны.

В беседе с Alpha News Нарине рассказала, что из окон их дома в Шуши были видны церкви Сурб Казанчецоц и Канач жам. Григоряны хотели, чтобы из нового дома в Степанакерте был виден Шуши. Так, по крайней мере, они могли утолить тоску по родному городу.

«Я была одной из первых, кто вернулся в Арцах после войны 2020 года», — говорит Нарине и рассказывает, что первоочередной целью было не получение дома, а территории, где она продолжила бы свое дело. До 44-дневной войны Нарине работала классным руководителем в дошкольном отделении средней школы им. Хачатура Абовяна в Шуши.

«После возвращения в Арцах я представила нашему руководству территорию, и сказала, что хочу продолжить свое дело, как учительница из Шуши, хотела сохранить название города. Для меня было важно работать с депортированными детьми, которых в свое время эвакуировали из Шуши и Гадрута», — рассказывает Нарине Григорян.

19 сентября во время нападения Азербайджана на Арцах Нарине находилась на работе. Она вспоминает, что из-за блокады занятия в школе длились недолго — до 12:30. Родители уже пришли за детьми, но не успели выйти из школы, как раздались звуки первых взрывов, которые так и не прекратились, и тогда все укрылись в школьном подвале.

«Ситуация в нашей школе была ужасной, а моя дочь училась в другой школе, и я не знала, о ком думать, что делать. До отъезда из Арцаха, 25 сентября, мы оставались в подвале, потому что наш дом находился очень близко к вражеским постам. В подвале жили не только мы, но и люди, эвакуированные из районов. Днем я занималась с детьми, ситуация была неопределенной, мужчины несли охрану снаружи, потому что враг мог войти в город каждую минуту. В те дни я не видела прекращения огня. Как-то я захотела пойти к нам домой, но военные не позволили, потому что вражеские снайперы сидели непосредственно над нами. Но я хорошо знала эту территорию, и тайно, через лес прокралась в наш дом, чтобы достать хотя бы флаг Арцаха, Библию, фотографию Казанчецоц и другие необходимые документы, чтобы хоть на этот раз сохранить что-то на память», — говорит Нарине Григорян.

Нарине и ее 8-летней дочери пришлось покинуть Арцах 25 сентября, два дня спустя они уже были в Ереване. Остальные члены семьи покинули Арцах 30 сентября. Нарине рассказывает, что пошла в представительство Арцаха и попросила министра иностранных дел Сергея Казаряна, чтобы он позволил ей поехать в Арцах вместе с водителями автобусов, направляющихся из Армении в Арцах, но он не разрешил, исходя из соображений безопасности.

«Я хотела насладиться последней минутой, а потом уйти. Я верю, что Арцах снова будет армянским. Да, я хочу вернуться в Арцах, но не в составе Азербайджана, потому что до первой Арцахской войны мы жили под контролем Азербайджана. В нашем квартале проживала всего одна армянская семья, и пять — азербайджанских. В то время начальником полиции был азербайджанец, они постоянно приходили и заявляли, что это их территория, их дорога, и только они могут по ней ездить. Мой отец постоянно спорил с ними, мол, кто вам сказал, что все это ваше? А когда из Баку приехали армяне, вернулся и мой дядя, тогда азербайджанцы собрались и ночью напали на наш дом, избили моего дядю. Они пытались запугать его, чтобы он, как и все остальные, отправился в другую страну, но им это не удалось. Я хорошо помню, как мой отец избил азербайджанского начальника полиции, это произвело на меня очень большое впечатление. Но повторяю, я поеду в Арцах только в том случае, если мы не будем в составе Азербайджана, потому что тогда были другие времена, а сейчас — совсем другие», — говорит Нарине Григорян.

Сейчас Нарине с семьей живет по найму в административном районе Канакер-Зейтун. После переезда в Армению Нарине подумала найти какую-нибудь территорию, где бы смогла продолжить незавершенное дело в Степанакерте. Сначала она обратилась в администрацию района с просьбой помочь найти участок, но администрация до сих пор не оказала содействия в этом вопросе. Тогда да она сама арендовала помещение на свои средства, где работает с детьми из Арцаха.

«Каждый день, когда отвожу дочь в школу, я слышу, как дети из Арцаха сталкиваются с трудностями. Я захотела им помочь, всего несколько дней, как я арендовала помещение и работаю с арцахскими малышами, я очень хорошо представляю их переживания. В первый же день, когда арцахские дети вошли, сразу сказали, что здесь все очень похоже на их классы в Арцахе. Я попыталась воссоздать дух Арцаха и здесь. Сейчас у меня есть 20 учеников, конечно, ни с одним из них я раньше не работала, все мои прежние ученики находятся в разных местах. Но моя цель — не только работать с арцахцами, я хотела бы работать и с местными учениками», — говорит арцахская женщина.

Нарине надеется и верит, что однажды снова будет жить в Арцахе, но до этого ожидает, что в Армении государство поможет ей с территорией, и ей не придется ее оплачивать, так как финансовое бремя очень тяжелое.