«Вперёд» в «светлые 90-ые» или в «светлую Османскую империю»?
30 ноября 2023, 11:00
(К чему ведут российские санкции против Армении?)
Кризис в армяно — российских отношениях продолжает приобретать более ясные очертания, и после того как официальный Ереван стал показательно бойкотировать заседания под эгидой ОДКБ и СНГ, после того как из Армении стали звучать заявления о том, что «ОДКБ осуществляет действия, противоречащие интересам Армении», российская сторона начала предпринимать ответные действия.
В ход пошёл стандартный набор экономических санкций, применяемых Россией в таких случаях: с экспортируемыми из Армении в РФ товарами стали возникать проблемы при въезде на территорию РФ. Россельхознадзор даже заявил, что фиксирует «резкий рост» поставок из Армении зараженной вредителями продукции растениеводства и просит армянских коллег незамедлительно принять меры для предотвращения нарушений.
Отметим, что несколько недель назад была проблема с армянским коньяком, а сейчас возникла проблема с сельскохозяйственными товарами – несколько дней сотни большегрузов со скоропортящимися продуктами не могут проехать через КПП Верхний Ларс.
И то, что проблема носит политический характер фактически открыто признаёт и руководство Армении в лице главы аппарата Никола Пашиняна Араика Арутюняна, который предложил проблему, возникшую на КПП Верхний Ларс решить…. поддержкой армянского бизнеса в диаспоре – покупкой товаров армянского производства и т.д. Трудно сказать, как это поможет конкретно тем хозяйствующим субъектам, которые находятся на КПП Верхний Ларс и не могут доставить свою продукцию на российский рынок, однако глава аппарата правительства именно таким видит выход из ситуации.
Оставим в сторону то, что Арутюнян предлагает также армянскому бизнесу найти «новые рынки сбыта», при этом не рассказывая о том, какие именно рынки сбыта, он, как один из руководителей страны предлагает, и что официальный Ереван делает для решения логистических и иных проблем. Арутюнян также не рассказывает о том, что или кто именно сделал так, чтобы армянские бизнесмены столкнулись с проблемой реализации своего товара.
Тем же путём много лет назад проходила и Грузия, и обострение отношений с РФ привело к тому, что официальная Москва в 2006 году ввела санкции против Грузии, и ежегодные убытки страны исчислялись сотнями миллионов долларов.
По данным Нацбанка Грузии, прямые потери только за первый год после введения санкций составили около $100 млн, причем $50 млн из них Грузия потеряла из-за запрета на экспорт вин на российский рынок. Переключить на другие рынки удалось лишь 12% винодельческой продукции. На блокаде экспорта минеральных вод потеряно $13 млн. Запрет на экспорт спирта обошелся республике в $12 млн.
По оценке же ряда грузинских финансистов, совокупные потери Грузии в тот год составили $250 млн или 2,05% от ВВП республики. И такая ситуация сохранялась почти десять лет. Грузия так и не смогла найти полноценную альтернативу российскому рынку, а грузинские вина вновь засверкали на российских прилавках только в 2013 году. Несложно посчитать и понять какие потери понёс грузинский бюджет и грузинский бизнес из-за проблем политического характера.
Парадокс армянской ситуации заключается ещё и в том, что цикл подобных проблем мы уже проходили в период независимости. В начале 1990-ых год, руководство Армении, уничтожившее наследие советской экономики, пытаясь отказаться от взаимовыгодной кооперации с РФ убеждало общество, что Армения может прожить без АЭС. Что Армения может прожить без промышленности, без российского рынка, только продавая перлит и джермук, чем всё завершилось известно всем, и новая армянская власть с 1998 года была вынуждена разгребать те «экономические завалы», которые оставили их предшественники.
Ждёт ли Армению такой же «экономический ренессанс в будущем» или нет покажет только время, и политическая обстановка в Армении, однако возвращаясь к теме «альтернативных рынков сбыта для армянских бизнесменов», то власть подобными рынками сбыта видит в лучшем случае турецкие и центрально-азиатские рынки. Именно об этом буквально вчера заявил помощник госсекретаря США Джеймс О’Брайен, который во время своего брифинга подчеркнул, что открытие границ с соседями «позволит Армении сосредоточиться на своем экономическом развитии, позволит выстраивать свои отношения в области безопасности и расширять торговлю от Центральной Азии до Турции».
Иными словами, нас не просто возвращают в «светлые 90-ые», а нас пытаются вернуть в «светлую Османскую империю», причём рука об руку этот процесс ведут вперёд Анкара, Баку, Вашингтон, Брюссель и Никол Пашинян.
Но насколько «Османская империя», или современный тюркский мир готовы «принять Армению и её товары» демонстрирует политика Баку и Анкары – в Азербайджане Армению именуют «Западным Азербайджаном», а Совет безопасности Турции, который сегодня проведет последнее в этом году заседание, наряду с другими актуальными вопросами обсудит ситуацию на Южном Кавказе, а также так называемый «зангезурский коридор», о чём сообщают турецкие СМИ.
Даже если Армения сдаст анклавы, откажется от герба и гимна, откажется от борьбы за международное признание Геноцида армян, откажется от Декларации независимости, изменит Конституцию и Стратегию национальной безопасности, запретит использование слов «Арцах, Арарат, Западная Армения», даже если Пашинян заставит Мирзояна Арарата изменить своё имя, Турция не просто не откроет свои рынки сбыта для Армении, но и не перестанет воспринимать Армению как врага, с которым следует не выстраивать равноправные отношения, а следует разрушать.
Иными словами, проблема на КПП Верхний Ларс может иметь гораздо больше последствий чем может показаться… Вам же остаётся подумать над тем, кто является главным выгодополучателем нынешней ситуации и трансформации армяно — российского конфликта, с переходом в новую стадию экономических санкций…
Подумайте и над тем, кому выгодно провоцировать армяно-российский конфликт, что логично приведёт к ответным санкциям Москвы, что в свою очередь даст Пашиняну повод на внутриполитической арене заявлять о том, что «у Армении не осталось никаких иных выходов, кроме как искать новые рынки сбыта, ведь продавать на российский рынок — это потеря независимости и суверенитета». В действительности, мы наблюдаем за очень хорошо срежиссированной политической провокацией…