Бениамин Матевосян: какой будет судьба Армении после стамбульских переговоров?
15 мая 2025, 19:00
(В той Армении, которая может быть интересна Москве, Николу Пашиняну нет места)
Чтобы понять, что может ожидать официальный Киев после потенциальных переговоров в Стамбуле о завершении украинской войны, следует ознакомиться с тремя новостями и заявлениями:
1. «США выступают против приглашения Зеленского на саммит НАТО в Гааге, который пройдет в июне», — об этом сообщает итальянское информационное агентство ANSA.
2. «Франция уже отдала Украине все, что могла, и не может наращивать поставки», — заявил президент Франции Эммануэль Макрон.
3. «Согласованный в Стамбуле в 2022 году текст может стать вариантом урегулирования конфликта», — заявил в преддверии очередных потенциальных переговоров в Стамбуле посол по особым поручениям МИД РФ Родион Мирошник.
Напомним, «Стамбул-1» предполагал: нейтральный статус Украины (никакого членства в НАТО), никакого размещения на территории Украины иностранных войск и вооружений, а также запрет на проведение учений; денацификацию (запрет на пропаганду нацизма); статус русского языка как второго государственного; разоружение Украины (резкое ограничение численности ее армии и военной техники). Добавьте к этому включение в состав РФ четырех новых областей и Крыма, и уже можно понять, что ждет Украину в Стамбуле.
При этом мы видим, что не только США подталкивают Киев к капитуляции, но и Франция, которая намеревалась заменить США. Киев фактически всеми брошен.
В данной ситуации есть еще один очень важный геополитический нюанс: переговоры вновь пройдут в Стамбуле, что в очередной раз подчеркивает важность Турции как для США, так и для РФ. Турция — не просто место проведения переговоров, а еще и субъект более глобального переговорного процесса. Субъект, который может заменить США как фактор, обеспечивающий безопасность ЕС после ухода Америки из Европы.
Разговоры об этом ходят не первый месяц. Турция — вторая армия НАТО, а генсек НАТО Марк Рютте уже успел заявить, что президент Реджеп Тайип Эрдоган пользуется исключительным уважением среди союзников: «Он — выдающийся лидер внутри НАТО». Глава альянса отметил, что турецкий ВПК имеет стратегическое значение для всего альянса. Он подчеркнул, что даже производство боеприпасов в США не обходится без тесного сотрудничества с турецкими компаниями.
Турция и сама, очевидно, хочет подключиться к изменению военного баланса в Старом Свете. Анкара уже успела заявить, что Европе нужно объединяться и создавать собственный центр силы. «Европа должна ответить на стремление президента США Дональда Трампа снизить роль Вашингтона в обеспечении европейской безопасности», — такое мнение в интервью Financial Times выразил глава МИД Турции Хакан Фидан.
И, судя по всему, процесс идет именно в этом направлении. Возможно, для этого Эрдогану помогли ослабить влияние РПК, чтобы военные ресурсы Анкары не распылялись.
Если догадка верна, то на пути превращения гаранта безопасности ЕС Турция уже получила бонус (проблема с курдами частично решена), но что еще она может получить от США и РФ?
Когда Вашингтон и Москва будут делить Евразию, в чьей зоне останется Армения? Это вопросы, от ответа на которые зависит и будущее Армении. Из интересов России и Армении исходит «выдавливание» турецкого фактора с Южного Кавказа и Центральной Азии, а также переориентация турецких интересов на Европу. Турция отныне может окончательно стать головной болью не Москвы, а европейских столиц, что неминуемо повлечет изменения и в Закавказье.
Какой будет новая геополитическая конфигурация в Евразии, станет ясно в ближайшие дни. В контексте армянского государства очевидно лишь то, что в Армении, которая может быть интересна Москве, Николу Пашиняну нет места не только как премьеру, но и даже как рядовому, маргинальному политическому деятелю.
Задумайтесь об этом…