Единственный бенефициар экономического роста Армении – власти страны
29 мая 2025, 18:15
Кто является бенефициаром экономического роста Армении? Вопрос, который в обычных обстоятельствах мог бы показаться более чем странным. Однако, учитывая разрыв между статистическими показателями Армении и реальностью, особенно в последние годы, постановка этого вопроса вполне справедлива.
Фактически, экономика Армении статистически продолжает демонстрировать высокий рост. По крайней мере, в контексте событий, происходящих в реальном секторе экономики. За счет чего это происходит?
При изучении совокупного роста показателя экономической активности за январь-апрель (4,4%) становится очевидно, что он был обеспечен ростом сфер услуг, строительства и торговли. Между тем, такое ключевое направление экономики, как промышленность, пережило спад (-16,1%).
Достаточно большой спад зафиксирован также в сфере внешнеторгового оборота — как экспорта, так и импорта. Фактически, внешних факторов нет, и понятно, что и здесь у нас налицо серьезные проблемы. Давайте зафиксируем: общество не ощущает и не может ощутить положительное влияние такого экономического роста, поскольку оно обеспечивается не за счет создания дополнительного продукта, под которым мы подразумеваем выпуск продукции, повышение технологий и качества, новые стабильные рабочие места, в конце концов, а за счет активности, зафиксированной в направлениях, не создающих ценности, к тому же обусловленных временными эффектами. Проблема не в том, что рост в этих направлениях не нужен, а в резком спаде промышленности, являющейся направлением, создающим постоянную ценность.
Получается, структура экономического роста Армении продолжает ухудшаться. И это также отразилось в структуре квартального роста ВВП. Кстати, ВВП, в отличие от показателя экономической активности, который является ориентировочным, гораздо более заметный показатель с точки зрения содержательной оценки экономики.
За первые три месяца рост ВВП на 5,2% вовсе не является низким показателем, однако он также вырос в основном за счет тех же направлений, которые не создают экспортируемой стоимости. А по ключевому направлению — обрабатывающей промышленности, в стране зафиксирован спад на -21,1%. Радует рост сельского хозяйства на 8,1 %, однако требуется время, чтобы понять, обусловлено ли это временным эффектом (например, благоприятными погодными условиями) или другими развитиями. Разумеется, желателен второй сценарий.
Таким образом, возвращаясь к вопросу, кто же является реальным бенефициаром этого роста, отметим, что бенефициаром экономического роста станет общество лишь при условии, что оно окажется под его положительным воздействием, если не в текущий период, то, по крайней мере, когда будут созданы перспективы устойчивого развития. На данный момент социальная напряженность и перспектива будущего, в виде, например, растущего государственного долга, никак не формируют таких ожиданий.
Являются ли бенефициарами международное сообщество и партнеры? Высокие статистические данные могут быть основой для оценок и рейтингов для партнеров, и это так. Но все партнерские организации всегда отмечали и продолжают отмечать основные факторы, которые привели к росту в последние годы и по сей день. Тем самым они посылают месседж, что видят наличие роста, но также понимают, в результате чего это происходит.
Являются ли бенефициарами инвесторы? Если речь не идет об инвестиционном проекте геополитического интереса, то для любого крупного инвестиционного проекта важными предпосылками являются безопасность и стабильная экономическая и политическая обстановка. У нас нет позитивной картины ни относительно первого, ни относительно второго.
А, может, власти Армении являются бенефициаром высокого статистического экономического роста? Пожалуй, это единственный бенефициар, который намерен продолжить свою пропаганду «беспрецедентных», высоких темпов роста.