All Этнический код Что произойдет в 2024 году? Философский пароход Родные с Севера Простые истины Полет над домом моим Нерассказанная история Народ говорит Заголовок Добрый армянский вечер Депортация из Арцаха Большой репортаж Аудиокнига: «Армянская литература» Армянский пасхальный стол с Гаяне Бреиовой Армянская неделя Альфа-экономика Newsroom Alter Ego 7 портретов из истории армянского народа 5 портретов из истории армянского народа 2025–что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок «Реальная Турция» «Гостеприимная Москва» «Армянский новогодний стол с Гаяне Бреиовой»

Глубокие спады экономического роста: что тревожит больше всего? Alpha Economics

30 апреля 2025, 18:12

 

Оперативные данные об увеличении Индекса экономической активности (ИЭА) за первый квартал 2025 года свидетельствуют о достаточно тревожных тенденциях, хотя и предсказуемых. Речь идет о резком падении в нескольких направлениях.

Не случайно, что спад был зафиксирован в областях внешнего товарооборота (в годовом исчислении -31,8%, квартальном -54,2%) и промышленности (в годовом исчислении -16,9%, квартальном -18,5%). Напомним, что это именно те направления, которые были двигателями экономики Армении, по крайней мере, в течение 2024 года. Для сравнения подчеркнем, что в январе-марте 2025 года снижение промышленности на 18,5% происходит на фоне роста на 30,4% за аналогичный период 2024 года. Или снижение экспорта на 61,8% вместо роста в 2,7 раза в прошлом году.

Сами по себе показатели падения, конечно, неприятны, но это статистика, и, учитывая базовый эффект, такой результат был ожидаем в условиях утраты внешних влияний. Однако тревогу вызывает нечто другое. Например, тот факт, что снижение в промышленности объясняется не только фактором реэкспорта, но и падением объемов производства и экспорта в основных экспортных направлениях, например напитков, в частности коньяка, одного из наших основных экспортируемых товаров.

Что можно считать образцовым ожиданием в такой ситуации? Реализация надлежащей и стимулирующей политики в отношении экспортируемых направлений. Можно ли ожидать реализации такой политики от действующих властей, если она не была проведена даже в условиях положительных шоков в экономике? По крайней мере, оптимистичного ожидания нет.