All Этнический код Философский пароход Родные с Севера Реальная Турция Простые истины Полет над домом моим Нерассказанная история Народ говорит Миропорядок 2.0 Инстафейс Заголовок Добрый армянский вечер Депортация из Арцаха Гостеприимная Москва Вне поля зрения Большой репортаж Аудиокнига: «Армянская литература» Армянский пасхальный стол с Гаяне Бреиовой Армянский новогодний стол с Гаяне Бреиовой Армянская неделя Newsroom Alter Ego Alpha Собеседник Alpha Economics Alpha Analytics 7 портретов из истории армянского народа 5 портретов из истории армянского народа 2025 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок 2024 – что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок

Россия — заявленный враг Армении

04 сентября 2023, 22:00

Одним из основных обещаний во время событий 2018 года было обещание о том, что стратегическое сотрудничество Армении с Россией не будет пересмотрено, что, иными словами, система безопасности Армении и легитимации ее границ не будет пересмотрена. С «революционной агоры» заявлялось о том, что после смены власти 2018 года взаимоотношения РФ и Армении вышли на небывалый до этого высокий уровень.

Более того, перед внеочередными выборами 2021 года, Никол Пашинян также шел за голосами избирателей, обещая поддерживать стратегическое партнерство с Россией, и люди, голосовавшие за него, отдали голоса, в том числе и в пользу данной идеи.

Оставим в стороне, что, как в 2018, так и особенно в 2021 году, заявления Никола Пашиняна о намерении «сохранить и улучшить отношения стратегического характера с Россией» были лишь очень качественной сыгранной «политической партией», целью которой была нейтрализация возможного влияния России на внутриполитические процессы в Армении, и более подробно разберем очередной кризис, который просматривается в армяно-российских отношениях.

Перед июльской трехсторонней встречей Никола Пашиняна, Ильхама Алиева и Шарля Мишеля, когда было более чем очевидно, что стороны идут на подписание «мирного договора» на западной переговорной площадке, МИД РФ выступил с резонансным заявлением, в котором в числе прочего было отмечено, что именно признание Карабаха (что, помимо всего прочего, противоречит документу от 9 ноября 2020 года) частью Азербайджана изменило статус российских миротворцев, а соответственно и Лачинского коридора.

Заявление МИД РФ неоднозначным образом было прокомментировано властями Армении, что уже летом свидетельствовало о том, что напряженность в отношениях между Ереваном и Москвой растёт.

Новый виток «противостояния Армении и России» начался уже осенью, когда МИД РА и спикер НС Ален Симонян, комментируя заявление официального представителя внешнеполитического ведомства России Марии Захаровой о том, что решение Еревана признать Карабах частью Азербайджана изменило ситуацию «на земле», а также призвала «реализовывать взятые на себя обязательства, что и будет гарантией соблюдения положений документа от 9 ноября», назвали позицию Захаровой «разочаровывающей», а также вновь заявили о том, что это Россия признала Карабах частью Азербайджана, сославшись на известное интервью Владимира Путина.

Спикер НС Армении умышленно процитировал только часть заявления Путина, в котором помимо указанных Симоняном частей была и следующая мысль: «Да, такая проблема существует (статус НК), окончательный статус Карабаха не урегулирован. Мы договорились о том, что мы сохраняем статус-кво, на сегодняшний день существующее положение. Что будет дальше – это предстоит решить в будущем или будущим руководителям, будущим участникам этого процесса».

Более того, в декабре 2020 года во время пресс-конференции президент РФ заявил следующее: «С международно-правовой точки зрения Карабах — часть Азербайджана, однако в реальности ситуация сложнее. Здесь у каждой стороны своя правда. С этим надо разбираться спокойно».

Но на этом противостояние не завершилось, и в последние дни мы стали свидетелями того, как Армения в лице спикера МИД, вице-спикера НС и Никола Пашиняна продолжила политику, направленную на конфронтацию с Россией. Многие возможно не понимают, но не имея на то мандата, власть РА объявила Россию врагом Армении, и вступила в западную коалицию против РФ и Ирана. Вступила, не имея никаких гарантий безопасности.

Происходящее сегодня в отношениях с РФ, а также очевидная трансформация архитектуры безопасности – это следствие не столько войны 2020 года, сколько итогов выборов 2021 года. Стратегическое видение ситуации Россией было изложено не только в заявлениях президента РФ по текущей ситуации, но и в уверенности в том, что Ереван никогда не признает Арцах частью Азербайджана, что позволит сделать пребывание миротворцев в регионе перманентным.

Однако ожидать такого от Пашиняна, чья политическая карьера и идеологический бэкграунд свидетельствовали о том, что он является носителем абсолютно иных идей, было стратегическим просчетом.

Стратегический выбор действующих властей в сторону сотрудничества с Западом (а на самом деле с Турцией и Азербайджаном) был абсолютно логичен, так как только при таком выборе, и при «России – объявленной врагом Армении», действующая власть имела бы хоть какое-то политическое будущее.