All Этнический код Что произойдет в 2024 году? Философский пароход Родные с Севера Простые истины Полет над домом моим Заголовок Депортация из Арцаха Большой репортаж Аудиокнига: «Армянская литература» Армянская неделя Альфа-экономика Newsroom Alter Ego 7 портретов из истории армянского народа

Мы оставались в подвале, звуки обстрелов не прекращались, противник подошел к окраине города — Вероника Петросян

18 октября 2023, 22:00

У вынужденно депортированной из Арцаха 28-летней Вероники Петросян до сих пор нет постоянной работы в Армении. Она специалист в гостиничной сфере, занимается также дизайном цветов, подарков, а также изготавливает игрушки ручной работы.

Из-за отсутствия основной работы Веронику теперь часто можно увидеть за работой над созданием игрушек.

«Я написала в соцсетях, что изготавливаю игрушки ручной работы. Вы не представляете, какой огромный отклик я получила. Многие написали слова поддержки, я даже познакомилась с некоторыми заказчиками, это замечательные люди, которые стремятся быть чем-то полезными. Я уже получила заказы из Франции, США, России. Я понимаю, что есть люди, которые просто хотят помочь, может, у них нет детей, и эти игрушки им не нужны. Но они заказывают, чтобы помочь мне. Это их отношение очень дорого для меня», — сказала Вероника в беседе с Alpha News.

Семья Вероники и ее тети поселились в общине Дзорахпюр, немного далеко от Еревана. Они всемером живут на съемной квартире. Вероника бежала из Степанакерта. Она жила с мужем и 4-летним сыном, там же жили ее мать, брат и другие родственники.

«Мы потеряли самое важное – Родину», — говорит Вероника, оставившая в Степанакерте дома и свои бизнесы. Теперь они остались с пустыми руками, и самое сложное – объяснить сыну, что они не могут вернуться в Арцах.

«Каждый раз, ложась спать, мой сын спрашивает, когда мы поедем в Степанакерт, и я не знаю, что ответить. Я не хочу говорить ему, что он потерял родину, свой дом, даже свой детский сад, чтобы не причинять боль. Но и не хочу обманывать, давать надежду, что в скором времени мы вернемся домой», — отметила Вероника.
19 сентября — памятная дата для Вероники, день рождения ее сына. 19 сентября этого года в ее воспоминаниях навсегда будет связано со звуками ракетных обстрелов. Именно в этот день Азербайджан напал на Арцах. Вероника с сыном с подарками в руках возвращались из детского сада домой, когда услышали звуки ракетного обстрела.

«Я поняла, что происходит. Поняла, что одним взрывом все это не закончится. Это повторение 44-дневной войны. Домой мы не дошли, спустились с ребенком в подвал, пробыли там двое суток, потому что звуки ракетных обстрелов не прекращались. Ситуация была очень тяжелая, противник находился на окраине города», — вспоминает жительница Степанакерта.

Женщина с семьей вынуждена была 27 сентября покинуть Степанакерт. Путь депортации из Арцаха в Армению длился 30 часов, о чем она предпочитает не вспоминать.

«Мы до последней минуты хотели остаться в Степанакерте, даже после всего этого надеялись, что решение будет найдено. Но единственное, с чем арцахцы не согласятся никогда, — это жить с азербайджанцами, потому что это невозможно. Поэтому люди вынуждены были покинуть свои дома. До конца жизни Арцах будет для меня лучшим местом на земле, Арцах – райское место», — подчеркнула Вероника.

Она рассказала об издевательском отношении к ним азербайджанцев на КПП:

«Они ухмылялись, мол, мы добились, чего хотели. Нас спрашивали, добровольно ли мы покидаем Арцах, задавали наводящие вопросы, чтобы разгорелся спор, словесная перепалка. Если бы это случилось, они бы не пропустили нас. Поэтому мы не отвечали на их вопросы».

Семья Вероники предпочла не пользоваться предоставленным государством бесплатным жильем, полагая, что в нем больше нуждаются необеспеченные семьи. Что касается денежных переводов правительства, то семья Вероники пока не получила эти деньги.

«Мы рассчитываем найти работу и самим обеспечивать себя, как это было в Арцахе. Но если государство нас поддержит, мы не прочь воспользоваться. Сейчас есть более насущная проблема, которую нужно решить: по сути, мы беженцы, у нас ничего нет, и если наши госорганы смогут решить этот вопрос на высоком уровне и предоставить нам статус беженца, это будет первой помощью для арцахцев», — заключила собеседница Alpha News.