All Этнический код Что произойдет в 2024 году? Философский пароход Родные с Севера Простые истины Полет над домом моим Народ говорит Заголовок Добрый армянский вечер Депортация из Арцаха Большой репортаж Аудиокнига: «Армянская литература» Армянский пасхальный стол с Гаяне Бреиовой Армянская неделя Альфа-экономика Newsroom Alter Ego 7 портретов из истории армянского народа 5 портретов из истории армянского народа 2025–что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок «Реальная Турция» «Гостеприимная Москва» «Армянский новогодний стол с Гаяне Бреиовой»

Наш всеобщий армянский дом сходит с ума на глазах – «Смыслы» от Тиграна Давтяна

01 марта 2025, 17:00

«Агония Христа длится вечно, и в это время нельзя спать»
Блез Паскаль.

«Я выучил язык армян… чтобы понимать, как и на каком языке говорили боги…»
Байрон.

Из новостей за последний месяц, которые я считаю важными, отметим следующую: в Турции выставлена на продажу армянская церковь, мэрия Иерусалима посягает на многовековое имущество Армянского патриархата Иерусалима… Кажется, это дело с имуществом Армянского патриархата не новое, но тем не менее. Моя логика предельно проста: то, о чём в собственном доме говорят, как о ненужном, однажды приходят и забирают.

В связи с этим я вспомнил Древнюю Грецию, её мифы. Если адаптировать смысловую нагрузку античного мифа к формату поста в канале, то можно сказать, что подвиг героя мифа совершается ради духовной ценности. Например, возвращение Золотого руна. То есть, путешествие в Колхиду аргонавты предприняли, дабы вернуть на родину то, без чего греки считали себя народом, утратившим свою целостность. Они возвращали в Элладу свою силу. И в 18-ой главе «Илиады» Гомер не просто так подробно описывает щит Ахилла. Щит Ахилла – это не просто щит. Это, в первую очередь, сила, имеющая первостепенное значение. Поэтому за обладание им (щитом) развернулась такая борьба. Да и Елена Троянская – это больше символ женственности, нежели просто женщина. Из-за просто женщины не начинается катабазис (нисхождение в ад), а греко-троянская война есть не что иное, как это. И так далее: вдоль – туда и обратно – по всемирной истории.

Конечно, я далек от иллюзии, что на культурные и исторические подсказки Пашинян и его команда обратят внимание. Иллюзии – быть услышанным – у меня нет, и задачи тоже. Я пишу и говорю то и о том, что подсказывает мне понимание текущей ситуации. Вспомним ещё раз Льва Николаевича Толстого, который любил цитировать то ли одного из французов, то ли какого-то знаменитого римлянина: «Делай, что должно, и будь, что будет».

Итак, таковы культурологические подсказки, которые команде Никола Пашиняна, естественно, неинтересны, особенно потому что голос их в данном случае раздаётся из Москвы, где засела проданная, о чём нам то и дело недвусмысленно намекают из команды премьера, диаспора. Так о нас думают люди, которые скручивают руки собственным гражданам, прежде чем плюнуть им в лицо или оскорбить ещё каким-нибудь образом. Но невозможно удержаться от возмущения в связи с отношением армянской власти к этому важнейшему аспекту нашей жизни. Откуда подобное пренебрежение к армянскому духовному наследию? Что это за подход? Что вообще это за политическая позиция – «то, что мы не можем удержать, нам и не нужно» и т.д?

Церковь армянская – это нечто большее, чем её нынешние иереи, про которых тоже ничего неуважительного говорить не следует. Церковь – это опора, это то, о чём мы, армяне, привыкли думать, как о чём-то, что было всегда и не быть не может. Что это за манера разрешать кризисы, объявляя их пережитками старого, а следовательно, ошибочного мышления или образа жизни, и, следовательно, не считать кризисы кризисами? Как вам нравится подобное решение проблем: перестать считать проблему проблемой? Не можете ничего сделать, так и скажите! Почему мы на официальном уровне (а начать надо с этого) не поддерживаем наш Иерусалимский патриархат в те моменты, когда ему особенно сложно? Они что, не армяне? Или диаспора наша больше не диаспора? Из каких таких политических соображений мы молчим? Почему мы не считаем это дело своим? Противно смотреть на бессилие властей, когда речь заходит о попрании наших вековых основ. И вообще, смотреть на эту нарастающую немощь команды Никола Пашиняна всё труднее! А может, они (армянские власти) солидарны с теми, кто считает наши ценности не такими уж и нашими?

Я неоднократно писал о том, что нет раз и навсегда установленных обладаний, достижений. Особенно в духовной сфере. Это надо подтверждать, а не пошло молчать, когда, например, наши церкви называют албанскими. Мы что, язык проглотили? Армянская церковь – одна из древнейших. Была, есть и будет. Проблема, с которой столкнулся Армянский патриархат Иерусалима – это не юридический спор о собственности на Земле обетованной! Мы, не имеющие к нынешним властям Армении никакого отношения, так это не воспринимаем. Это начавшееся гонение на нашу церковь в городе, где был распят Спаситель – вот как на это следует смотреть! Можно проиграть любую битву, будь то духовная, ратная или судебная. Но нельзя быть безропотными, тупыми жертвами, которые только в собственном парламенте могут затыкать рот оппозиции и быть, при этом, довольными собой.

У нашей нации есть духовные ориентиры: наша христианская вера, наша Армянская церковь, неважно какой именно юрисдикции, наша история и наш язык. Эти опоры из-под нас методично выбивают. Выбивают при нынешней власти, не забудем подчеркнуть. То, что сейчас, на наших глазах, хотят сделать предметом публичного обсуждения, уму непостижимо! Пять лет назад такое и в сумасшедшем доме представить было сложно. Был Геноцид или его не было? Замечательная тема для обсуждения, не так ли? Кошмар, который стал реальностью. Свою церковь мы сами, без помощи врагов унижаем, когда с трибуны парламента гаденько нам говорят о том, что церковь наживается, продавая что-то нам. На очереди наш армянский язык?

Наш всеобщий армянский дом сходит с ума на глазах. Глядя на действия и публичные выступления Михаила Горбачёва в эпоху ранней перестройки, мой дедушка вопрошал: «Интересно, чем это кончится?» Действительно, интересно.