All Этнический код Что произойдет в 2024 году? Философский пароход Родные с Севера Простые истины Полет над домом моим Заголовок Депортация из Арцаха Большой репортаж Аудиокнига: «Армянская литература» Армянская неделя Альфа-экономика Newsroom Alter Ego 7 портретов из истории армянского народа

Ребенок испугался разрыва снаряда и умер на глазах у матери | Арцахская депортация. Свидетельства #15

27 октября 2023, 22:56

В результате нападения Азербайджана 19 сентября семья жительницы Арцаха Татев Микаелян пережила двойную трагедию. Она и ее семья потеряли не только Родину, дом, нажитое годами, но и 88-летний дед Татев, Артуш Микаелян, стал жертвой действий врага.

Вскоре после начала войны члены семьи Татев и другие жители поспешно вышли из села Неркин Сзнек Аскеранского района, бежали в лес, чтобы отправиться в соседнее село Хачмач, где, по словам Татев, было более безопасно.

«Их предупредили, что турки входят в село и они должны срочно его покинуть. Турки уже перекрыли единственную дорогу, ведущую из нашего села в Степанакерт. Сельчанам удалось добраться до села Хачмач, которое находилось в глубине, и мало просматривалось врагом, но вскоре им пришлось уйти оттуда и пешком добираться до села Кармир, откуда идет автомобильная дорога к Степанакерту через лес. В этой суматохе кто в какую машину успел, сел и поехал в Степанакерт, и только когда оставшиеся укрылись в подвалах, тогда поняли, что деда с ними нет. Стали расспрашивать и выяснили, что дедушка отказался сесть в машину и остался там с такими же пожилыми односельчанами, как он», — рассказывает Татев в беседе с Alpha News.

Во время поисково-спасательных работ дед Татев сначала не был найден, но через 10 дней, когда она вместе с семьей уже находились в Ереване, им позвонили спасатели и сообщили, что тело Артуша Микаеляна найдено. Результат экспертизы показал, что у мужчины случилась остановка сердца, но семья Татев не уверена, что причиной смерти их родственника стала остановка сердца.

«Мы похоронили его в закрытом гробу», — говорит Татев.

С Артушем Микаеляном были и другие люди, двое из них были взяты в плен, затем возвращены при посредничестве Красного Креста, а от остальных трех человек новостей нет. По словам Татев, пленные рассказывали, что они шли в разных направлениях, ходили вперед-назад и потеряли друг друга», — рассказывает Татев.

Внучка полагает, что скорее всего дедушка не захотел покидать могилу сына, и поэтому отказался садиться в машину. Дядя Татев погиб в 2020 году, во время 44-дневной войны в Арцахе.

При посредничестве Красного креста тело Артуша Микаеляна было перевезено в Армению, и 1 октября его похоронили.

Татев также рассказывает о первых звуках ракетного обстрела и последовавших за этим действиях. В тот день она находилась в Степанакерте, в доме своего брата. Только услышав звук взрывов во второй раз, они поняли, что началась война. Спустились в подвал, в укрытие, и находились там до прекращения огня.

«Света и газа не было, люди помогали друг другу, даже хлеба не было, если у кого-то находилось что-то съедобное, то делились и угощали остальных. Связь была прервана, мы не могли связаться с членами нашей семьи. Мы слышали звуки снарядов, и было ясно, что ракетный обстрел идет на границе Степанакерта, думали, что они уже вошли в город.

Война продлилась всего 24 часа, но за это время звуки выстрелов не прекращались ни на минуту, были даже жертвы среди гражданского населения, в том числе и дети. Люди выходили из подвалов, чтобы найти своих родственников, родители ходили в школы, в детские сады за своими детьми. Был случай, когда родители забрали ребенка из школы, и при звуке взрыва снаряда на дороге 12-летний ребенок умер от страха на глазах у матери», — рассказывает насильно депортированная переселенка из Арцаха.

Татев и ее брат нашли маму и бабушку 21 сентября, после чего выбрались из подвалов. Отец Татев во время войны находился на позициях, о нем не было известий в течение трех дней. Через три дня после войны отец позвонил дочери и сообщил, что оказался в осаде. При посредничестве российских миротворцев отца Татев и его боевых товарищей разоружили и вывели из окружения.

После прекращения огня в Арцахе царила неопределенность, вспоминает Татев. Люди не знали, что делать или не делать. Татев рассказывает, что когда было объявлено об открытии гуманитарного коридора, люди начали собираться, искать топливо, чтобы выбраться. Татев из Арцаха привезла с собой землю. До войны мать отправляла землю из села для цветов другой дочери, в Степанакерт.

«Я взяла горсть этой земли и привезла сюда, как воспоминание о нашем родном селе», — говорит Татев.

Семья Татев живет в квартире актрисы Анаит Киракосян и одного из ее друзей в Ванадзоре.

Несмотря на безграничную тоску, семья, насильно депортированная из Арцаха, чувствует себя хорошо в живописной лорийской природе, а город Ванадзор чем-то напоминает Степанакерт, но есть более важная задача — найти работу.

В Степанакерте Татев работала в комитете по охране природы. После насильственной депортации в Армению она искала работу в государственной системе, однако, либо не было подходящего варианта, либо — вакантной должности.

Татев намерена осуществить свои давние мечты — стать флористом, фотографом или телеведущей. Она говорит, что если получит подходящее предложение о работе из Еревана, приедет сюда. Готова учиться по мере необходимости, а затем применять полученные знания в работе.

Подробности в видеоматериале