All Этнический код Что произойдет в 2024 году? Философский пароход Родные с Севера Простые истины Полет над домом моим Народ говорит Заголовок Добрый армянский вечер Депортация из Арцаха Большой репортаж Аудиокнига: «Армянская литература» Армянская неделя Альфа-экономика Newsroom Alter Ego 7 портретов из истории армянского народа 5 портретов из истории армянского народа 2025–что будет? | Арцах – Армения: новый мировой порядок «Реальная Турция» «Гостеприимная Москва» «Армянский новогодний стол с Гаяне Бреиовой»

Бениамин Матевосян: сумеет ли Пашинян преодолеть «алиевское вето»?

26 марта 2025, 11:00

 

(Действующая власть отставила Армении лишь негативный суверенитет)

И пока даже власти Армении в лице спикера НС Алена Симоняна признают, что даже Азербайджан был удивлен тем, что армянская сторона приняла предложенные ей в рамках «мирного договора» предусловия, мы проанализируем, какими еще внешнеполитическими инициативами отметилась армянская сторона за последние дни.

Можно выделить две подобные инициативы: внесение в повестку заседаний НС законопроекта «О начале процесса вступления Республики Армения в Евросоюз» (первое чтение законопроект уже успел пройти), а также временное открытие КПП «Маргара» на армяно-турецкой границе.
По поводу открытия КПП примечательную оценку дал бывший посол Турции в Азербайджане, представитель Общественного объединения поддержки социального развития İMZA в Турции Хулуси Кылыч, который констатировал, что Турция не предпримет ни одного шага, противоречащего интересам Азербайджана. Он также заверил, что турецкие власти тесно координируют и обсуждают с азербайджанской стороной любые шаги в отношении Еревана. Иными словами, хоть Пашинян и обеспечил множество заголовков о том, что «КПП на армяно-турецкой границе открылось», это никак глобально не повлияло на видение ситуации в Турции.

Что касается законопроекта о ЕС, то следует сказать, что, хоть на первый взгляд и может показаться, что власти РА пошли на доведение до конца инициативы с законом, и что велика вероятность, что фракция Пашиняна вновь проголосует за этот проект, однако нет никакой гарантии, что Пашинян доведет процесс до конца. Но не по той причине, что и тут не хватит компетенций (а их в любом случае не хватит). В данном случае вопрос несколько иного порядка.

Давайте на секунду представим, что закон примут. Более того, после этого начнется субстантивный процесс, направленный на реализацию положений закона: произойдут структурные изменения в правительстве, появится пост вице-премьера по евроинтеграции, будет назначена дата референдума по началу процесса членства в ЕС и пр. Но, уверены ли Пашинян и его фракция, что они сумеют «преодолеть вето Алиева»?
По примеру миссии евронаблюдателей мы видим, что Пашинян пошел по пути реализации требований Баку и готов отозвать их с армяно-азербайджанской границы, хотя до этого наблюдатели представлялись как «опора системы безопасности». Есть ли у Пашиняна и его команды план действий на случай, если Баку четко заявит ему, что он против членства Армении в ЕС? Пашинян сможет «преодолеть это вето»?

Вновь приходится констатировать, что сегодняшний суверенитет Армении Пашиняна носит исключительно негативный характер: Ереван все еще может что-то сорвать (например, инициативу ОДКБ по размещению миротворцев), но позитивного суверенитета нет. Армения Пашиняна не может довести до конца какой бы то ни было политический проект, так как число факторов, влияющих на решения властей Армении (в первую очередь, факторов вне Армении), увеличилось настолько, что любой процесс может быть остановлен серией обострений на границе или заявлений в СМИ.

Задумайтесь об этом…